Праздники

Каким образом пирятинский раздобыл для своей школы егэ. Проблема отношения к учителю (по тексту Д. Орлова). Что необходимо сознательно культивировать в семье и школе

"Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!"

Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.

Сан Саныч пронзил нас Толстым - с помощью горьковского текста. А во мне была и готовность пронзиться, еще раньше подготовленная толстовскими текстами.

Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остается загадкой. А теперь и не спросишь...

Может быть, они вместе воевали... Александр Александрович, которого мы сразу упростили называть Сан Санычем, был контужен под Сталинградом. С тех пор плохо слышал. Глухота у него получилась странная: в определенном регистре она вообще не давала о себе знать, но если собеседник форсировал голос, она сразу себя сказывала. Тогда он просил: "Говорите тише".

Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа: редактора в "Детгизе". Но, видимо, педагогика влекла. И он взял себе один класс, чтобы провести в нем литературу от восьмого до десятого. Я оказался именно в этом классе. Судьба!

Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

То лето я провел на море, на Черном, в Кобулети под Батумом. Кто о чем, а я решил рассказать о море.

О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, в четырнадцать лет вообще все трудности предусмотреть сложно. Банальностей типа "море было большое", а тем более "море смеялось", мне удалось избежать, но все-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. Была и разборчивая резолюция красным: "Сочинение интересно попыткой описать море. Очень много ошибок".

Выше я говорил о своих сложных отношениях с русским синтаксисом - точнее, об отсутствии этих отношений. Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. Некоторые, правда, стояли, но не всегда на тех местах, где следовало бы.

Лучше всех тогда написал Коля Борох. Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. Сейчас Николай - известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. А тихий Сережа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. Потом он тоже стал известен - возглавлял отдел поэзии в журнале "Юность". А умер нелепо. За обедом в Доме литераторов крошка попала "не в то горло". Он постеснялся об этом сказать, закрыл лицо руками и рухнул. За столиком с ним сидели Гриша Горин, Аркадий Арканов и Василий Аксенов, все - врачи по основному образованию.

Позже 607-ю школу Пирятинского сделали "с математическим уклоном". К тому времени класс Титова давно с ней распрощался. Он и не вписался бы в неё, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. И не могло быть иначе. Мы становимся теми, кто нас учит.

Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. Водрузил их на кафедре. Там оказались "Хаджи Мурат", "Обрыв" Гончарова, Писарев, "Грибоедов и декабристы" Нечкиной и много чего другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

Сейчас каждый возьмет по одной из этих книг, - сообщил Сан Саныч. - Прочитаете - передадите дальше. Будете обмениваться. До конца года всем надо прочитать всё. А весной получите по книге в подарок.

Весной мне достались "Поэты пушкинской поры" - томик салатного цвета в твердом переплете. Он и сейчас у меня.

Ну, а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошевке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой - не таскаться же через всю Москву! Но еще целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

Но почему позже - после школы, после университета - я так ни разу и не позвонил ему?

Хорошо бы добавить: "Вы позвонили своим старикам?"

Надо было прожить не короткую теперь уже жизнь, чтобы понять, как это важно. Такой звонок, думается, не только важен тому, к кому обращен, но не менее существенен для звонящего. Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы и малое добро, потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью - то будет затихать, то возникать снова. Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

Доброе слово во след Сан Санычу я все-таки послал. Как сумел.

Он выведен под своим подлинным именем - Александр Александрович Титов - в полнометражном художественном фильме "Лидер", который мы сделали с Борисом Дуровым - я как сценарист, он как режиссер. На Киностудии имени Горького.

Там девятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую - на уроки своего любимого учителя литературы Сан Саныча. И там на занятиях у Сан Саныча школьники слушают известную запись голоса Льва Толстого - обращение к яснополянским детям. Перенесенный с эдисоновских восковых валиков на пластинку голос слышен отчетливо в каждом слове: "Спасибо, ребята, что ходите ко мне!.. А то, что я говорю, нужно для вас будет. Помните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро..."

Собеседники

Куда идти после школы?

Варианты не рассматривались, адрес был один: филологический факультет Московского университета. Причем именно на русское отделение, на территорию Толстого.

Когда-то встретил на улице поэта Николая Глазкова. "Как жизнь, Николай?" "Весна, - сказал он, - начал выходить..."

Вот и я - начал все чаще выходить за пределы своего школьно-домашнего круга. Радиусы от 643 школы на Хорошевке стали протягиваться в центр города - до юношеского зала Ленинки (огромный дворцовый зал с длинными столами и стеклянными абажурами, и рядами - детские головы, склоненные над книгами... Будет ли снова такой?). Протянулись мои радиусы и до Моховой.

В том здании МГУ, перед которым испокон века терпят снега и дожди каменные Герцен и Огарев, в левом крыле размещался филфак. Дворец на Ленгорах тогда уже поднимался, но еще не поднялся окончательно, жизнь пока кипела здесь, на старом месте. Сюда я и проник однажды и, цепенея от страха, взобрался по стертым чугунным ступеням до третьего этажа, где были двери в деканат, а обок к ним - доска объявлений с россыпью прикнопленных бумажек-объявлений. Одна была важной: при факультете открывается кружок для школьников старших классов.

Было там и такое объявление: запись на спецкурс кандидата филологических наук Светланы Иосифовны Аллилуевой "Образ народа в советском историческом романе". Не встречал никого, кто бы этот спецкурс прослушал. Да и успела ли она его прочитать?..

Итак, весь десятый класс я исправно посещал филфаковский кружок. Нас, школьников, было в нем человек десять, может, чуть больше. Не так и много, если вспомнить о конкурсе поступающих. Может быть, потому было нас маловато, что никаких льгот нам не обещалось. Получай удовольствие от шевеления мозгами, и хватит. А поступай на общих основаниях.

Шевелили под руководством аспиранта Кости Тюнькина, это, видимо, была его общественная нагрузка. Он нес ее добросовестно и даже с удовольствием.

Работать хорошо и бесплатно полагалось.

Несколько раз в качестве ведущих появлялись Вадим Кожинов и Игорь Виноградов, оба потом, как известно, стали светилами российской общественной мысли.

Коли я уже отвлекся от основного сюжета, то хотя бы упомяну тех из школьного кружка, кто поступил на филфак, и мы потом пять лет вместе учились. Совершенно уникальным явлением был, скажем, Алеша Сигрист - сын академика и внук академика. Вы много таких встречали?.. Как, наверное, я Толстым, так он, если не больше, был "ударен" Николаем Гавриловичем Чернышевским - страницами мог цитировать наизусть. Прочитав его школьную работу, Костя Тюнькин сказал, что она вполне может быть сравнима с филфаковской за третий, а то и за четвертый курс. Года через два наш легендарный доцент Н.И.Либан с грустью о нем скажет: это молодой Добролюбов, но не доживет. И оказался прав. Алеша с детства мучился диабетом, сам себе делал уколы, признался мне как-то, что не было дня, чтобы голова не разламывалась от боли. Он жил с мамой на ее нищенскую зарплату медсестры и ушел из жизни, будучи автором всего двух-трех научных публикаций и маленькой популярной брошюры, которую я помог ему издать, когда работал в профсоюзной газете.

Русский язык

19 из 24

(1)Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2)А теперь и не спросишь... (3)Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа - редактора. (4)Но, видимо, педагогика влекла. (5)И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6)Я оказался именно в этом классе. (7)Судьба! (8)Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета. (9)То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (Ю)Кто о чём, а я решил рассказать о море. (11)О лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12)Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть - хуже некуда. (13)Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок». (14)Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15)Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять. (16)Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17)Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18)Сейчас Николай - известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19)А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20)Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журна¬ле «Юность». (21)0днажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22)Водрузил их на кафедре. (23)Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения. - (24)Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, - сообщил Сан Саныч. - (25)Прочитаете - передадите дальше. (26)Будете обмениваться. (27)До конца года всем надо прочитать всё. (28)А весной по¬лучите по книге в подарок. (29)Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» - томик салатного цвета в твёрдом переплете. (30)Он и сейчас у меня. (31)Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32)Пришлось прощаться и с Марьиной рощей, и с её 607-й школой - не таскаться же через всю Москву! (ЗЗ)Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча. (34)Но почему позже - после школы, после университета - я так ни разу и не позвонил ему? (35)Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!» (36)Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?» (37)Надо было прожить не короткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38)Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращен, но и для звонящего. (39)Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40)Понял это только сейчас, с очень большим опозданием... (41)Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42)Как сумел. (43)Он выведен под своим подлинным именем - Александр Александрович Титов - в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44)Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую - на уроки своего любимого учителя литературы. (По Д. Орлову)

Показать текст целиком

Какую роль в жизни человека играет учитель? Почему его роль так важна?

В тексте Д.К. Орлов поднимает проблему роли учителя в жизни человека, потому что учитель является главным наставником в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателя к заданному вопросу, автор текста повествует об учителе литературы Александре Александровиче Титове. Во-первых, Д.К. Орлов отмечает, что учитель приучал своих учеников к чтению книг. Автор помнит и свое первое сочинение, проверенное учителем, и книги, которые тот приучал читать не по программе. Во-вторых, автор повествует о том, что надо помнить и уважать своих учителей. Обучаясь уже в другой московской школе, он целый год ездил в прежнюю школу на уроки литературы. Настоящий учитель непременно оставит память о себе в сердцах учеников.

Хороший пример

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) < ... >

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. (2) Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3) < ... > портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА . Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИЛА , -ы; ж.

Текст:

Показать текст

(1) Люди эпохи Возрождения видели себя прекрасными, бесстрашными и умными, и их образы на портретах несут в себе героическое, возвышенное начало. (2) Художники видели лучшее в человеке, соответствовавшее идеалу, и, даже изображая коварство, притворство, жестокость, они создавали впечатление значительности, интеллектуальной силы личности. (3) < ... > портреты эпохи Ренессанса не были вполне объективными: в них лишь в отдельных случаях отмечены черты, свойственные многим известным деятелям того времени, не гнушавшимся никакими средствами для достижения своих честолюбивых целей.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку , подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Наиболее практичны для выращивания лимоны, которые круглый год радуют плодами, обычно заметно более крупными, яркими и ароматными, чем ПОКУПНЫЕ.

Талантливой журналистке вручили премию за серию ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ статей, в которых, по мнению уважаемого жюри, она осветила самые серьёзные проблемы общества. Здесь формируется особая атмосфера общения молодых людей одной профессии, которые в скором времени возглавят ИНФОРМАТИВНОЕ пространство в разных странах.

Приз ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий получил самый юный участник конкурсной программы. Двери собора широко распахнуты перед жаждущими увидеть бесценную стенопись Дионисия и постоять перед ней в ПОЧТИТЕЛЬНОМ восхищении.

Задание 6

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОЖЖЁШЬ письмо

более МОЛОДОЙ

опытные РЕДАКТОРЫ

килограмм ЯБЛОКОВ

в ТЫСЯЧА пятидесятом году

Задание 7

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Предложение:

1) Семена дикой моркови были найдены вблизи древних жилищ человека как в Европе, так и в некоторых частях Азии ещё в эпоху мезолита, то есть приблизительно за 10 тысяч лет до н. э.

2) Систематически используя орфоэпические словари, приобретается навык правильного произношения слов.

3) В конце XIX — начале XX века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

4) По окончанию юридического факультета Петербургского университета М.А. Врубель поступает в Академию художеств.

5) Нам пришлось попрощаться с решившими задержаться товарищами в ущелье для проведения дальнейших исследований и, оставив им необходимое оборудование, отправиться в путь.

6) Согласно легенде, китайские строители в древности замешивали раствор для скрепления камней на рисовом отваре.

7) В историю русского искусства Н.П. Крымов вошёл не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.

8) Опираясь на свой метод, поэт создал целый цикл прекрасных, наполненных светлыми чувствами лирического героя стихотворений.

9) Часть бригады в течение недели работали в две смены, благодаря чему проект был завершён вовремя.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прик..саться

выб..раться

зам..рать

Задание 9

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

и..подлобья, ра..цвет

об..яснил, б..ющийся

вз..скать, про..грыш

по..скочил, о..бор

пр..окский, пр..умный

Задание 10

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Е .

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

В.И. Даль в своём словаре (НЕ)РЕДКО помещал иностранные слова с переводом, надеясь таким образом привить любовь к русскому слову.

С помощью боярышника можно (НЕ)ТОЛЬКО украсить свой участок, но и защитить его живой изгородью, колючей, но довольно урожайной.

Существуют устойчивые выражения с прозрачным образом в их основе, но (НЕ)ИМЕЮЩИЕ соответствия в реальности, например: решетом воду носить.

Человеческая память несовершенна: то, что (НЕ)ЗАПИСАНО, неизбежно искажается при пересказах, только архивы бережно сохраняют подлинные слова наших предков.

Многие европейские знаменитости побывали в XIX веке в России, но такой торжественной встречи, какая была оказана Александру Гумбольдту (1769-1859), (НЕ)УДОСТАИВАЛСЯ, пожалуй, никто.

Задание 13

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В XIX веке появилось много словарей, толкующих слова иностранного происхождения: (С)НАЧАЛА это были небольшие словарики, объясняющие термины, которые включались в состав книг, (ЗА)ТЕМ появились настоящие словари.

Заимствованием может являться сам заимствованный элемент, (ПРИ)ЭТОМ надо иметь

(В)ВИДУ, что чаще всего заимствуются слова, реже — морфемы и конструкции. Синонимы позволяют говорящему или пишущему (ПО)РАЗНОМУ обозначить ситуацию, охарактеризовать одно и ТО(ЖЕ) лицо или предмет.

Выражения, представляющие собой краткие цитаты или восходящие к КАКОМУ(ЛИБО) литературному произведению, а ТАК(ЖЕ) изречения, принадлежащие известным людям, вошедшие в нашу речь, называются крылатыми словами.

Осеннее солнце греет (ПО)ЛЕТНЕМУ, (С)ПРАВА проплывают купола Углича, слышится колокольный звон, бегут крутые берега.

Задание 14

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Проникновение в язык иностра(1) ых слов, связа(2) ых с политикой и экономикой, вызва(3) о прежде всего переходом к рыночным отношениям и открытостью совреме(4) ого общества для международных контактов.

Задание 15

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Акцией называют ценную бумагу (1) выпускаемую акционерным обществом (2) свидетельствующую об участии её владельца в капитале акционерного общества (3) и (4) дающую право (5) её владельцу на получение определённой части прибыли этого общества в виде дивиденда.

Задание 17

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Конечно (1) нередко читатель догадывается о содержании слова лишь по контексту, однако (2) неверное осмысление даже одного слова (3) может быть (4) причиной превратного понимания всей фразы.

Задание 18

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Среди заимствований выделяются слова (1) с помощью (2) которых (3) писатели и журналисты описывают культуру и обычаи разных стран.

Задание 19

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

Задание 20

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Преподавание литературы не было основной работой Александра Александровича Титова.

2) После окончания школы, университета рассказчик ни разу не позвонил своему учителю литературы.

3) Многие ученики Сан Саныча нашли свою дорогу в жизни, состоялись как личности и профессионалы.

4) После переезда на новую квартиру рассказчик не приезжал к своему учителю в старую школу.

5) У рассказчика осталась на память об учителе литературы подаренная им книга «Грибоедов и декабристы» Нечкиной.

Текст:

Показать текст

(1) (2) А теперь и не спросишь...

(3) (4) (5) (6) (7) Судьба!

(8)

(9) (10)

(11) (12) (13)

(14) (15)

(16) (17) (18) (19) (20)

(21) (22) Водрузил их на кафедре. (23)

(24) (25) (26) Будете обмениваться. (27) (28)

(29) (30) Он и сейчас у меня.

(31) (32) (33)

(34)

(35)

(36)

(37) (38) (39) (40)

(41) (42) Как сумел.

(43) (44)

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов

Задание 21

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложение 9 поясняет содержание предложения 10.

2) В предложениях 21-22 представлено повествование.

3) В предложении 29 содержится фрагмент описания.

4) В предложениях 37-39 представлено повествование.

5) Предложения 41-43 содержат описание.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 22

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 37-39 выпишите контекстные антонимы. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 23

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 8-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Задание 24

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Вспоминая о школьных годах, Даль Орлов рассказывает о своём учителе литературы образно, эмоционально, используя разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) __________ („упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью“ в предложении 39), (Б) __________ („полновесный кол“ в предложении 12), а также лексическое средство выразительности — (В) __________ („раздобыл“ в предложении 1, „умудрялся“ в предложении 14). Усиливает эффект от прочитанного приём — (Г) __________ (предложения 35-36). Этот приём подчёркивает наиболее важные мысли автора».

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) книжные слова

4) профессиональная лексика

5) разговорная лексика

6) парцелляция

7) противопоставление

8) эпитет

9) вопросно-ответная форма

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Каким образом Пирятинский раздобыл для своей школы такого педагога, как Титов, остаётся загадкой. (2) А теперь и не спросишь...

(3) Было известно, что у него есть основная, помимо школы, работа — редактора. (4) Но, видимо, педагогика влекла. (5) И он взял себе один класс, чтобы провести в нём литературу от восьмого до десятого. (6) Я оказался именно в этом классе. (7) Судьба!

(8) Для знакомства Сан Саныч дал нам домашнее задание: описать самое памятное впечатление минувшего лета.

(9) То лето я провёл на море, на Чёрном, в Кобулети под Батумом. (10) Кто о чём, а я решил рассказать о море.

(11) 0 лаврах Айвазовского в прозе мечтать, конечно, не приходилось, но, как выяснилось, вообще все трудности предусмотреть сложно. (12) Банальностей типа «море было большое», а тем более «море смеялось» мне удалось избежать, но всё-таки за сочинение я получил от Сан Саныча полновесный кол, то есть единицу, то есть хуже некуда. (13) Была и разборчивая резолюция красным: «Сочинение интересно попыткой описать море, очень много ошибок».

(14) Воспроизводя на бумаге впечатления от морских красот, я умудрялся обходиться без запятых. (15) Некоторые, правда, стояли, но не на тех местах, где бы им следовало стоять.

(16) Лучше всех тогда написал Коля Борох. (17) Его сочинение Сан Саныч даже зачитал вслух. (18) Сейчас Николай — известный в стране экономист, профессор в Высшей экономической школе. (19) А тихий Серёжа Дрофенко вообще о своих летних впечатлениях рассказал стихами. (20) Потом он тоже стал известен: возглавлял отдел поэзии в журнале «Юность».

(21) Однажды Сан Саныч появился перед нами с большой стопой книг. (22) Водрузил их на кафедре. (23) Там оказались «Хаджи Мурат», «Обрыв» Гончарова, Писарев, «Грибоедов и декабристы» Нечкиной и много другого, что не входило в список для обязательного школьного прочтения.

(24) "Сейчас каждый возьмёт по одной из этих книг, — сообщил Сан Саныч. — (25) Прочитаете — передадите дальше. (26) Будете обмениваться. (27) До конца года всем надо прочитать всё. (28) А весной получите по книге в подарок«.

(29) Весной мне достались «Поэты пушкинской поры» — томик салатного цвета в твёрдом переплёте. (30) Он и сейчас у меня.

(31) Ну а дальше отцу выделили квартиру в офицерском доме на Хорошёвке, и мы наконец смогли покинуть армейскую гостиницу на площади Коммуны. (32) Пришлось прощаться и с Марьиной Рощей, и с её 607-й школой — не таскаться же через всю Москву! (33) Но ещё целый год потом я регулярно приезжал в старую школу на уроки Сан Саныча.

(34) Но почему позже — после школы, после университета — я так ни разу и не позвонил ему?

(35) Одно время в десять вечера грозный голос из телевизора спрашивал: «Ваши дети дома?!»

(36) Никогда не спрашивают: «Вы позвонили своим старикам?»

(37) Надо было прожить некороткую жизнь, чтобы понять, как это важно. (38) Такой звонок, думается, очень важен не только для того, к кому обращён, но и для звонящего. (39) Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью: будет то затихать, то возникать снова. (40) Понял это только сейчас, с очень большим опозданием...

(41) Доброе слово вослед Сан Санычу я всё-таки послал. (42) Как сумел.

(43) Он выведен под своим подлинным именем — Александр Александрович Титов — в полнометражном художественном фильме «Лидер». (44) Там десятиклассник Боря Шестаков, перешедший в новую школу, убегает в старую — на уроки своего любимого учителя литературы.

(По Д. Орлову)

Даль Константинович Орлов (род. в 1935 г.) — киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.


На протяжении всей жизни человек встречает огромное количество людей. Некоторые из них оказывают непосредственное влияние на становление его личности. В большей степени на то, кем мы вырастем, влияют родители. Однако, помимо их, огромный отпечаток на личности человека оставляют учителя. Поэтому очень важно не забывать своих учителей, а учитель, это не обязательно педагог в школе.

Именно поэтому Даль Константинович Орлов в данном тексте поднимает проблему памяти взрослого человека о своем учителе.

Размышляя по данной проблеме, автор рассказывает о своем школьном учителе Александре Александровиче Титове. Рассказчик повествует о том какое влияние Сан Саныч, как его называет сам автор, оказал на своих учеников. Орлов приводит слова самого учителя, когда тот принес книги, не состоящие в списках школьного чтения: «До конца года всем надо прочитать всё. А весной получите по книге в подарок». Писатель упоминает, что даже после того, как его семья переехала и ему пришлось поменять школу, он всё равно ездил на другой конец города на уроки своего учителя. Данный пример показывает, что настоящий учитель всегда стремится дать своим ученикам больше. Это стремление останется в их сердцах памятью о нем. Уроки же такого учителя всегда будут интересными. Далее, продолжая свои рассуждения, Орлов приводит свои мысли насчет памяти о «стариках», то есть о тех, кто воспитывал человека. Он объясняет, что иногда и звонок бывает очень важен, и не только для того, кому звонят. Автор говорит: «Упущенная возможность сделать твоему старику хотя бы малое добро потом навсегда поселится в тебе пульсирующей болью…» Таким образом, мы понимаем, что со временем приходит осознание того, о чем раньше не задумывался. Порой, оно может прийти слишком поздно. Поэтому нужно внимательно относится к своим «старикам». Дополняя друг друга, эти два примера показывают, что важно хранить память о тех, кто приложил руку к воспитанию человека, в том числе об учителе.

Невозможно не согласиться с автором в данном вопросе. Действительно, память о своих наставниках играет очень большую роль в духовной жизни человека. Воспоминая об уроках в школе, об уроках жизни, о тех людях, которые их давали помогают не потерять себя и то, чему научился. Очень хорошим примером сохранения памяти об учителе является рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография на которой меня нет». Вспоминая о своём школьном времени, автор говорит, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»». И настоящий учитель действительно этого достоин, ведь не всякий человеку самому удается постичь что-то в жизни, а учитель должен ещё объяснить это другим.

В заключение хочу сказать уроки, посещаемые человеком, не заканчиваются всю жизнь. Поэтому и учителей может быть намного больше, чем мы думаем.

Обновлено: 2019-08-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Любую информацию можно подать по-разному, и от качества такой подачи зависит глубина восприятия подаваемого материала, какими бы качествами тот не обладал. В данном тексте Д.К. Орлов поднимает проблему восприятия литературного произведения.

Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример свое первое впечатление от Сан Саныча, нового учителя, который стал проводником героя в мир литературы. Автор делает акцент на том, что уроки литературы обычно были скучны, однообразны и не имели никакого отношения к истинному восприятию литературы, но в один день пришел новый учитель и все поменял. Он читал очерк Горького о Л.Н. Толстом так мастерски и проникновенно, что все сидящие в классе «оторопели…от непривычности проявленного…доверия» - им дали возможность наслаждаться магией «звучащего мастерского литературного слова», и от них не требовалось ничего, даже внимания – «можно слушать, можно и отключиться». Но именно такой способ подачи литературного материала помог ребятам правильно воспринять произведение и научиться «слушать, тянуться, верить в себя».

Автор считает, что чувство сопричастности к мыслям великих писателей, искренняя любовь к литературе и умение правильно воспринимать произведения приходят благодаря истинной увлеченности чтением, благодаря атмосфере свободного погружения в мир литературы и, безусловно, благодаря мастерству чтеца.

Я полностью согласна с мнением Д.К. Орлова и тоже считаю, что для того чтобы правильно воспринимать литературное произведение, понимать основную мысль и авторский посыл, нужно полностью погрузиться в книгу, насытиться её атмосферой, иметь искреннее желание читать и понимать прочитанное.

В романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» автор поднимает проблему восприятия литературного произведения. Главный герой, Чарли, долгое время был умственно отсталым – даже при большом желании герой не мог воспринимать литературные произведения, однако он имел огромное стремление и желание научиться этому. Когда герою дали шанс вылечиться, стать полноценным человеком, он через огромные усилия и боль совершенствовался и развивался, учился читать, и с каждым разом в его руки попадали книги все серьезнее и серьезнее. Перед Чарли был открыт мир с огромным множеством интересных и познавательных книг, и он с большим желанием заглатывал одну за другой, погружаясь в вечную классику и познавательную науку, меня себя и свое восприятие мира и вместе с тем развиваясь духовно, умственно и нравственно. Желание героя, его стремление и возможность полностью погрузиться в мир книг помогли ему научиться правильно воспринимать литературные произведения.

В антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» многие герои не умели воспринимать литературу только потому, что не имели желания читать и развиваться. В мире этого произведения книги были запрещены законом: их, как предметы, несущие, якобы, угрозу населению, сжигали, и вместо них предлагали людям отдушину в виду экранов с пошловатыми телешоу. Большинство жителей это устраивало, и лишь те, кто обладал стремлением познать больше, кто вопреки закону желал узнавать что-то новое и нести это в массы, через поколения, смогли спастись из неминуемой духовной гибели и погрузиться в книги, вчитываясь в каждую строку и воспринимая всю суть, боясь упустить малейшие детали.

Таким образом, можно сделать вывод, что для правильно восприятия литературы важно желание и возможность читать и погружаться в книгу с головой, по своему искреннему желанию и стремлению; умение понимать произведение, сосредоточиться на деталях и, подобно губке, впитывать то, что хотел донести автор.