Спорт

Храм симона петра на афоне виртуальный режим. Монастырь симонопетр. История и современность

Монастырь Симонопетр назван в честь своего основоположника - прп. Симона. Он подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов прп. Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.

Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого все они согласились на строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. Много содействовал постройке монастыря сербский правитель Иоанн Углеш, признательный прп. Симону за исцеление дочери (впоследствии его сын также стал здешним иноком).

Монастырь несколько раз горел и постепенно накопил большие долги. В 1762 году положение обострилось: тяжёлая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришёл прп. Паисий Величковский с 35 своими учениками. С трудностями ему справиться не удалось и проблемами Симонопетры занялся Священный Кинот Святой Горы. Для погашения долгов пришлось продать некоторые монастырские подворья. Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Ему удалось выкупить удержанную за долги восемнадцать лет назад руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие - пожар 1891 года. Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой.

Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия - основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских - Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

В монастыре хранятся: часть Животворящего Креста Господня, левая рука равноап. Марии Магдалины, стопы мч. Кирика, честные главы свтт. Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы свт. Павла Исповедника и свт. Модеста Иерусалимского, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, вмч. Пантелеимона, мчч. Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, еп. Иакова, в Персии пострадавшего, сщмч. Харалампия, свв. мчч. Космы и Дамиана, вмц. Варвары и прпмц. Евдокии, мц. Параскевы, прор. Наума, прп. Симеона Столпника, левая рука св. Дионисия Закинфского и мощи других святых. А также кровь великомученика и победоносца Георгия.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.

Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. На территории Симонопетры четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангелов.

Панигиры: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Преподобного Симона (28 декабря/10 января) и Марии Магдалины (22 июля).

Утром вы можете продолжить путь на катере. Это возможно в двух случаях: если вам всё-таки удалось переночевать в Симонопетре, либо если вы ночевали в Ксиропотаме. Встать придётся очень рано, чтобы успеть пройти двенадцать с половиной километров и осмотреть достопримечательности Симонопетра, т. к. на пристани надо быть не позднее начала второго пополудни, а на спуск из монастыря уйдёт около часа. Если вы опоздаете на катер, то предстоит добираться до соседнего монастыря по горной тропе, сразу от Симонопетра круто спускающейся вниз, потом поднимающейся на высоту сто метров над уровнем моря и только после этого спускающейся к самому берегу залива.

Вообще имейте в виду, что вся южная оконечность Святой Горы - как западная, от Дафни до скита Карули, так и восточная, от Карули до румынского Предтеченского скита, - чрезвычайно труднопроходима. Так что мы рекомендуем вам передвигаться здесь, когда это возможно, на катере, который курсирует раз в день между Дафни и скитом Кавсокаливия.

Песнопения Литургии
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 6:54 мин. Размер 8.3 Mb)

Псалом 135
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 14:07 мин. Размер 17 Mb)

Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”. Название “Симонопетра” происходит как от имени основателя обители, так и от места её построения. Монастырь построен на краю скалистой горной гряды, на высоте 330 метров, издалека он кажется как — будто подвешенным между небом и морем, представая собой, по общему мнению, самое впечатляющее и отважное строение на Афоне. Таким образом, по-видимому, совершенно не случаен тот факт, что в 1973 году именно в Симонопетров монастырь переехали монахи, в количестве двадцати человек, с обителей Метеор, которые, как известно, также как — будто подвешены между небом и землёй!

Был основан преподобным Симоном Мироточивым около 1257 года. Как рассказывает его житие, святой увидел в одну из рождественских ночей яркую звезду, проливающую свет на одно конкретное место недалеко от пещеры, где Симон жил отшельником. Таким образом, преподобный, после постоянных призывов Божественного небесного голоса, принял решение начать строительство монастыря на том обрывистом месте. По преданию, монахи и мастера, помогавшие Симону в этом нелёгком деле, но мере продвижения строительства упали духом и стали испытывать страх перед монументальными планами, которые им предстояло осуществить. Поэтому они решили уйти, оставив стройку незавершённой. Тогда преподобный Симон направил к ним одного инока с едой и питьем, но тот, поднося кувшин с вином, поскользнулся и упал с огромной высоты в бездну. Все присутствующие были охвачены паникой и накинулись на преподобного. Но тут произошло чудесное вмешательство, и монах, только что свалившийся в бездну, вдруг появился целый и невредимый, держа к тому же в руках полный вина кувшин, из которого не пролилось ни капли. Это событие придало веру и надежду монахам и строителям, необходимые для того, чтобы завершить начатое дело.

Несмотря на это, Симонопетрову монастырю довелось пройти еще через множество испытаний. Кроме бед, вызываемых пиратскими набегами, как и многие другие афонские монастыри, обитель очень близко изведала страшные последствия разрушительного пожара. Согласно всем Отцам Церкви, испытания представляют собой необходимый этап нашего духовного пути, и конкретно, в соответствии со словами великого русского святого:

“Скорби и напасти, которые приходят нам невольно, следовательно попускаются и устраиваются Промыслом Божиим, должно принимать с величайшим благоговением, как дары Божии, как врачевства душевных недугов наших, как залоги избрания и вечного спасения. Плод скорбей, заключающийся в очищении души, в вознесении её в духовное состояние, должно хранить как драгоценное сокровищ”.

(Святитель 11гнатин Брянчанинов, Приношение современному монашеству)

Таким образом, Симонопетров монастырь подвергся трём крупным пожарам, разрушившим большую часть монастырских построек. Существенную помощь обители в 1368 году оказал сербский правитель (деспот) Иован Углеша Мрнявчевич, благодаря которой она получила возможность войти в число основных монастырей, в то время как до этого была практически скитом (точнее небольшим монастырём).

Первый пожар (1580-1581 годов), поразивший почти все здания монастыря, за исключением его кафоликона, уничтожил и исключительно ценный архив обители, лишив нас, тем самым, документов и свидетельств, проливающих свет на историю монастыря в византийский период. Обитель почти сразу была восстановлена, после того, как её иноки на некоторое время были переселены в Ксенофонтов монастырь.

В поисках финансовой поддержки игумен монастыря Евгений отправился в Валахию, где в 1590 году местный правитель Михай Храбрый построил и посвятил Симонопетрову монастырю большое подворье святого Николая, оставшееся в итоге известным под именем “Михай — Водэ”. Пожертвование своё Михай Храбрый в 1599 году скрепил хрисовулом.

Второй большой пожар (происшедший 8 июня 1622 года) вновь нанёс серьёзный ущерб монастырю. Ввиду непростых обстоятельств турецкого владычества и тяжкой системы налогообложения, а также имеющихся долгов обитель временами превращалась в идиоритмическую. Однако, как нас учат святые, испытания, которым мы подвергаемся, всегда имеют конечной целью наше благополучие и, в сущности, приводят пас к Божией Воле. Согласно преподобному Паисию Величковскому, который в 1762 году несколько месяцев прожил в Симонопетровом монастыре:

«Не лёгок подвиг покорить свою волю и свой нрав; но не может кто-либо спастись без отвержения своей воли, хотя бы и усердно подвизался; ибо наша воля и наш нрав как медная стена между нами и Богом. Не можем мы приблизиться к Богу, пока не оставим своего нрава и воли».

(Преподобный Паисий Величковский)

Недолгое пребывание Паисия Величковского прекратилось ввиду долгов монастыря, с которыми ему справиться не удалось. После него бывший иеромонах Иоасаф из Митилены (остров Лесбос) героически сражался за выживание обители. Одним из значительнейших его достижений стало возвращение монастырю священных мощей (руки) святой Магдалины.

Особенно благотворным для Симонопетрова монастыря был период игуменства Неофита Молакидиса, хотя и в 1891 году обитель прошла ещё одно испытание огнем. В то время как настоятель Неофит находился в России для сбора средств, необходимых для выживания и восстановления обители, ужасный пожар в очередной раз нанес огромный ущерб монастырю, уничтожив кафоликон и размещённую в нем библиотеку. Несмотря на это, получив помощь из России, монастырь в очередной раз смог встать на ноги и даже добавить к своим зданиям семиэтажное строение на восточной его стороне (1902 год).

Итак, Симонопетров монастырь , согласно традиции, связанной с его основанием, с момента рождения обители столкнулся с трудностями, и, по-видимому, опять же не случаен тот факт, что монастырский соборный храм посвящён, в соответствии с видением преподобного Симона, Рождеству Христову, которое, естественно, произошло па фоне разнообразных трудностей и огромных испытаний, в то время как особенно примечательно и то, что Симонопетров монастырь изначально назывался “Новый Вифлеем”.

Кафоликон монастыря, согласно пометке в рукописи, был построен в 1561 — 1562 годах по афонскому типу. В то время как собору удалось спастись от первого и второго пожаров, третий причинил ему большие разрушения. Таким образом, сегодня от старых фресковых росписей (1560-1570 годов) сохранились только некоторые у алтаря. Недавно были восстановлены покрытая свинцом крыша и купола обители. До сегодняшнего дня вновь были расписаны нартекс и литийный притвор.

Внутренний двор Симонопетрова монастыря очень небольших размеров и не имеет фиала водосвятия. Обитель имеет четыре пареклиса внутри своей территории (святой Марии Магдалины, святого Георгия, святого Харлампия и святых Архангелов).

Трапезная обители, вместе с кухней, находится на втором этаже центрального (южного) корпуса и была реконструирована в 1893 году после последнего пожара. Недавно она была расписана.

Симонопетров монастырь состоит из нескольких многоэтажных корпусов, и, в зависимости от рельефа местности, некоторые корпусы имеют больше или меньше этажей (восточный корпус достигает девяти этажей). Монашеские кельи расположены в восточном (2-ой — 6-ой этажи), центральном (3-ий — 7-ой этажи) и юго-западном (3-ий — 7-ой этажи) корпусах обители. Архондарик монастыря находится в настоящее время в отреставрированной бывшей конюшне, а комнаты для приема гостей в бывшей маслодавильне и маслохранилище оливкового масла и в новом, с фундамента построенном четырехэтажном восточном корпусе. В корпусах монастыря имеются также свечное производство, пошивочная мастерская, издательский офис обители, стоматологический кабинет, аптека и множество других специальных помещений.

В монастырской ризнице хранится относительно небольшое количество реликвий (облачения, священная посуда, евангелия и другие), так как большинство византийских и поствизантийских (до 1580 года сгорело при пожаре того года. Самой ценной монастырской реликвией является левая нетленная рука святой равноапостольной Марии Магдалины.

Библиотека обители, к сожалению, сгорела в 1891 году. Историк Спирос Аамброс (1851 -1919) успел сделать опись 250 рукописей, которые, увы, полностью сгорели. Сегодня в нашем распоряжении находится богатая коллекция, состоящая из более 45.000 печатных книг и 180 рукописей, приобретённых в основном после пожара. Лишь немногие из них являются византийскими. Наконец, монастырь владеет богатейшим архивом документов на румынском языке и менее значительным на греческом и турецком.

К экзартимам Симонопетрова монастыря относятся пять келлий в Кареях (одна из которых, посвящённая Всем Святым, является представительством обители), шесть кафизм (одна из которых посвящена преподобному Симону и находится над пещерой преподобного) и два исихастирия (Курдзидико и Каламици). Обитель имеет достаточно много подворий, таких как святого Харлампия в Салониках, Вознесения Господня в Афинах и женский монастырь Благовещения Богородицы в местечке Ормилия (Халкидики), а также ещё три во Франции.

В монастырской пристани имеется четырёхэтажная оборонная башня, построенная в 1567 году на средства вельможи из местечка Погоньяни (Эпир). Монастырь располагает ещё одним причалом в Дафни, используемым для перевозок производимой обителью древесины.

Симонопетров монастырь насчитывает на сегодняшний день примерно 80 иноков, проживающих на территории обители и в её экзартимах, а также около 40 насельников различных подворий вне Святой Горы.

    Наследники Гермеса

    Первое, что бросается в глаза по прибытии в любой греческий город, это то, что греки эмоциональны. Нет, даже не так: греки «чрезмерно» эмоциональны

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Салоники. Красный дом с привидениями

    Одно из немногих оставшихся исторических зданий города Салоники, расположенный напротив Церкви Святой Софии, на перекресте Софийской площади и улицы Эрму -Кокино спити(красный дом) Строительство «дома Логоса», либо красного дома началось в 1926 году и завершено было в 1928 году по заказу Джона Логоса, который приехал в Салоники из города Наусса.

    Озеро Вулягмени

    Среди типично красивого греческого ландшафта, в 21-м километре от Афин расположилось озеро Вульягмени. От моря его отделяет всего лишь 100 метров. Удивительно, но ученые не находят упоминаний об этом озере в античные времена. Возможно, древние летописцы попросту игнорировали его, а возможно оно в те времена еще не существовало. Первые упоминания об озере мы находим у хронографов Османской империи.

    Детский лагерь "Sintrivanis"

Монастырь «Симонов камень» или Монастырь Си́мона Петра́ (греч. Μονή Σίμωνος Πέτρας - Монастырь Симона Петра) - один из 20-ти «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции.

Занимает 13-е место в современной иерархии монастырей Афона.

Основан в 1257 году прп. Симеоном. Расположен на вершине скалы, на высоте 330 метров над уровнем моря. В 1363 году перестроен стараниями сербского деспота Йована Углеши Мрнявчевича. Прп. Симеон подвизался на Святой Горе в XIII веке в недоступном месте в маленькой пещере, которая сохранилась и поныне. После многих лет уединённых монашеских подвигов прп. Симон в одну из рождественских ночей получил указание Господа основать обитель на скале, метрах в двухстах от места его тайных монашеских подвигов. Так началось строительство монастыря в честь Рождества Христова, «Нового Вифлеема», как его называл сам Святой в память о звезде, указавшей ему на место новой обители. Приглашённые преподобным мастера вскоре заявили о прекращении строительства зданий монастыря на столь высокой и отвесной скале. Святой Симон пробовал уговорить их побороть свой страх, но в ответ на его просьбы они лишь ещё больше ожесточались.

Перед отъездом мастеров он решил угостить их, тут-то и случилось удивительное происшествие. Один из послушников по имени Исайа, поднося вино строителям, поскользнулся и упал в бездну. Каково же было изумление мастеров, когда они увидели этого послушника, целого и невредимого, нёсшего поднос с неповреждёнными угощениями в руках! После этого все они согласились на строительство, а некоторые из них, приняв монашеский постриг, пополнили число монастырской братии. Много содействовал постройке монастыря сербский правитель Иоанн Углеш, признательный прп. Симону за исцеление дочери (впоследствии его сын также стал здешним иноком).

Монастырь несколько раз горел (в 1570, 1622 и 1891 гг.) и постепенно накопил большие долги. В 1762 году положение обострилось: тяжёлая финансовая ситуация угрожала запустению обители. Тогда в обитель пришёл прп. Паисий Величковский с 35 своими учениками. С трудностями ему справиться не удалось и проблемами Симонопетры занялся Священный Кинот Святой Горы.

Для погашения долгов пришлось продать некоторые монастырские подворья. Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Ему удалось выкупить удержанную за долги восемнадцать лет назад руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

С 1821 по 1830 год монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги. Но случилось новое бедствие – пожар 1891 года.

Спасти удалось только Святые мощи и незначительную часть построек. В огне погибли бесценные рукописи из монастырской библиотеки, но уцелел архив Симонопетра. В этот момент игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. Работы были проведены, и братия вернулась в обитель.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетрой и нанёс ущерб девяти кельям, сама обитель чудом осталась нетронутой.

Неподалёку от Симонопетры находится место подвигов преподобного Афанасия – основателя знаменитых метеорских монастырей. Интересно, что нынешняя братия обители пришла в Симонопетру именно из Метеор. Это яркий пример того, как происходит передача традиции в православном мире. Святой Афанасий ушёл с Афона, но когда возникла необходимость, его далёкие преемники помогли возрождению его родного монастыря.

В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный, после пожара, в 1891 г.

Численность всех монахов, послушников и келлиотов монастыря, находящихся на Святой Горе Афон, в настоящее время колеблется от 80 до 90 человек. Вне Святой Горы на метохах и подворьях монастыря находятся 40 человек. Таким образом, общая численность братства монастыря на Афоне и за его пределами доходит до 120-130 монахов. Хор монастыря Симонопетра известен во всём мире.


В Симонопетре подвизаются монахи из многих стран мира, много там и иностранных паломников. Здесь принял православие бывший католический монах о. Плакида Дезей, основавший во Франции три православных монастыря: мужской Антония Великого и два женских — Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня.

В монастыре хранятся: часть Животворящего Креста Господня, левая рука равноап. Марии Магдалины, стопы мч. Кирика, честные главы свтт. Павла и Сергия, патриархов Константинопольских, свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, часть главы свт. Павла Исповедника и свт. Модеста Иерусалимского, частицы мощей Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, вмч. Пантелеимона, мчч. Кирика, Трифона и Феодора Александрийского, еп. Иакова, в Персии пострадавшего, сщмч. Харалампия, свв. мчч. Космы и Дамиана, вмц. Варвары и прпмц. Евдокии, мц. Параскевы, прор. Наума, прп. Симеона Столпника, левая рука св. Дионисия Закинфского и мощи других святых. А также кровь великомученика и победоносца Георгия.

Древнейшие иконы Симонопетра относятся к XV веку. Это образ Богородицы «Надежда отчаявшихся», а также изображения Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. На территории Симонопетры четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, св. Харалампия и Архангелов.

Панигиры: Рождество Христово (25 декабря/7 января), Преподобного Симона (28 декабря/10 января) и Марии Магдалины (22 июля).

Монастырь Симонопетра - один из красивейших на Афоне. Из его окон открывается неповторимый вид на Эгейское море. Это грандиозное сооружение около 1257 года основал по откровению Царицы Небесной преподобный Симон. Ограниченная площадь скалы вынуждала строителей выводить здание в высоту. В результате многоэтажные корпуса с террасами и балконами, нависающими над пропастью, кажутся парящими в воздухе. Монастырь выглядит совершенно неприступным...

Монастырь Симонопетра

Начало строительству этой необычной обители положило чудо. По преданию, мастера долго не соглашались приступать к возведению здания на отвесном камне. Тогда преподобный Симон пригласил их на трапезу, во время которой один из послушников, подносивший вино, поскользнулся и упал со скалы в пропасть. Но с ним ничего не случилось, даже вино не пролилось...

Пораженные увиденным, мастера взялись за работу.

Монастырь Симонопетра - один из 20 монастырей Афона. Обитель Симонопетра – «Симонов камень» – занимает тринадцатое место в иерархии монастырей Афона. Он расположен в юго-восточной части полуострова, между причалом Дафни и монастырем Григориат. Обитель представляет собой семиэтажный комплекс, расположенный на высоте 330 метров над уровнем моря. В обители Симонопетра сохраняются фрагменты Животворящего Креста Господня - того самого креста, на котором был распят Иисус Христос, и частицы мощей многих святых.

В 320-х годах император Константин Великий, провозгласивший христианство официальной религией Римской империи, снарядил на поиски Животворящего Креста экспедицию, которую возглавила императрица-мать - святая Елена. Расспросы и раскопки завершились благоприятным исходом: величайшая святыня была обретена.


Ковчег с фрагментами Животворящего Креста Господня и Десницей Марии Магдалины

После завоевания Святой земли арабами все иерусалимские святыни были перенесены в Константинополь. После захвата же самого Константинополя и крушения Византийской империи реликвии были вывезены на Святую гору Афон и в страны Западной Европы.
Что касается Афона, то перенесение туда частей Святого Креста Господня тщательно документировалось. Ручательства за их подлинность мы находим в древних сопроводительных грамотах.

Часть руки святой равноапостольной Марии Магдалины остается нетленной уже две тысячи лет и постоянно хранит тепло человеческого тела. Мария Магдалина стояла у Креста Иисуса вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном… Она была первой благовестницей Христова Воскресения и преподнесла императору Тиверию красное яйцо как символ новой жизни: "Христос воскрес!" Это с ее слов святой апостол Иоанн Богослов написал двадцатую главу своего Евангелия...



Десница Марии Магдалины

Рука этой святой нетленна и благоухает. Те, кто прикладываются к ней, свидетельствуют, что она теплая и сохраняет температуру человеческого тела.

В обители Симонопетра, благодаря многим чудесам, происходящим у мощей святой, равноапостольная Мария, считается братией монастыря второй заступницей обители.

В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Симонопетра (рука), Эсфигмен (стопа), Дохиар (частица) и Кутлумуш (частица).
В наши дни части нетленных мощей Марии Магдалины хранятся так же в Иерусалиме и во Франции.

В настоящее время на территории монастыря имеется 4 храма, а также 8 храмов вне его территории. Главным собором монастыря является храм Рождества Христова, построенный в 1600 г. и перестроенный после пожара - в 1891 г.


В 1363 году монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна Углеша, дочь которого получила исцеление по молитвам святого Симона. Впоследствии Иоанн Углеш принял постриг в Симонопетре.

История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Монастырь несколько раз горел, и пожары уничтожили все свидетельства.

В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонт.


В 1622 году случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным.

В 1762 году положение обострилось: тяжелая финансовая ситуация угрожала запустению обители. В это время в обитель пришел преподобный Паисий Величковский со своими учениками.

Но и он прожил на новом месте только три месяца. Турецкие заимодавцы, узнав, что в монастыре появились монахи, тотчас же пришли требовать свой долг и насильно взяли у старца 700 левов. Испугавшись других заимодавцев, старец поспешил покинуть Симонопетру и вернулся в Ильинский скит.

Новым игуменом стал старец Иоасаф с острова Митилини. Он где только мог собирал деньги для Симонопетра. Ему удалось выкупить удержанную за долги руку святой Марии Магдалины и вернуть потерянные подворья. В 1801 году обитель вернулась к общежительному уставу.

Во время войны Греции за независимость, с 1821 по 1830 годы, монастырь был занят турецкими войсками и разграблен. После ухода осман жизнь в монастыре возобновилась, проведены были некоторые работы, удалось вернуть долги.


В 1891 году в монастыре вспыхнул страшный пожар, уничтоживший все, включая собор и библиотеку. Братии удалось спастись и унести с собой святыни. В это время игумен Неофит находился в России. Узнав о пожаре, он начал сбор необходимых на восстановление средств. В течение следующих двадцати лет монастырь восстанавливался.

Однако в 50-х годах, а также в 1963 году, когда Афон праздновал свое тысячелетие, перспективы у монастыря были довольно мрачными.

Тем не менее, в 70-е годы наступило время постепенного возрождения и оживления монашеской жизни. Братство из монастырей Метеор, спасаясь от многочисленных паломников, заселило обитель и вдохнуло в нее новую жизнь, принеся с собой свои старые традиции.

14 августа 1990 года пожар уничтожил лес рядом с Симонопетром и нанес ущерб девяти кельям, сама же обитель чудом осталась нетронутой.

Семиэтажный монастырь Симонопетра без преувеличения является чудом афонской архитектуры.


Соборный храм монастыря Симонопетра освящен в честь Рождества Христова. Строительство сохранившегося с незначительными перестройками соборного храма Рождества Христова началось в 1600 году. Нынешний храм, перестроенный после пожара, до сих пор не расписан. На территории Симонопетра четыре параклиса: Георгия Победоносца, Марии Магдалины, святого Харалампия и Архангелов.

Также обители принадлежат храмы Успения Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова, великомученика Димитрия, мученика Мины, преподобного Симона. Помимо вышеперечисленных у монастыря есть еще пятнадцать храмов и часовен, а также кельи и кафисмы, многие из которых пострадали от другого, большего пожара, случившегося в августе 1990 года.

Когда-то монастырь имел большое количество подворий с фермами на плодородных землях. Самое старое из них – Петриотико в Ситонии. Сегодня подворья монастыря находятся в Фессалониках, Афинах, Халкидики, во Франции и в Румынии.

Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».

Строительство монастыря давалось тяжело, ведь работы велись на краю отвесной скалы. Как-то раз преподобный Симон попросил своего келейника Исаию отнести трудящимся вина. По пути Исаия оступился и сорвался со скалы. Преподобный Симеон, скорбя, попросил братию спуститься за телом келейника. Но Исаия остался цел и невредим, даже вино из кувшина, который он нес, не пролилось. Это чудо вдохновило всех, и работа заспорилась. А место это с тех пор назвали «Симонопетра» в память о твёрдой вере его основателя. Мысль назвать монастырь в честь Рождества Христова пришла к нему, когда на этом месте несколько раз появлялась яркая звезда, давшая знак преподобному начать здесь строительство обители.
Был слчай, когда монастырь посетила своей милостью Пресвятая Богородица. У иноков закончился масло. И вот после всенощной праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы сосуды с маслом чудесным образом наполнились.

В 1363 году монастырь получил щедрое пожертвование от сербского государя Иоанна Углиеса, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Его дочь получила исцеление по молитвам преподобного Симона, а он сам впоследствии принял постгиг и монашествовал в Симонопетре.

В 1570 году в результате пожара исчезли бесценные документы, связанные с историей обители. Поэтому многие факты навсегда сокрыты от нас.

В 1622 году снова случился пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Хотя монастырь никогда не подвергался разорению от пиратов, тяжелейшие турецкие налоги привели к тому, что монахи оставили обитель.

Известный церковный деятель Иоасаф Митиленский собирал для монастыря деньги. Он же подарил обители частицу левой руки Марии Магдалины.

Здесь также хранятся: фрагмент Животворящего Креста Господня, частицы мощей святого Иоанна Крестителя, святого Великомученика Пантелеимона, великомученицы Параскевы, великомученицы Варвары , мученицы Евдокии, глава святого Павла исповедника, глава патриарха Иерусалимского Модеста, частицы мощей пророка Наума, преподобного дионисия Закинфского, мученика Сергия и других святых.
Монастырь имеет 4 храма на своей территории и 8 за его пределами.

Монастырская братия насчитывает 50 монахов.