Дети

Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Виктория Чередова
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Тема :: «Дифференциация Ш , Щ в слогах и словах ».

Цель : Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш , Щ в слогах и словах .

Задачи :

1 Коррекционные :

научить дифференцировать звуки , буквы Ш , Щ в слогах и словах ;

развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

2 Развивающие :

развивать навыки словообразования ;

развивать мелкую и общую моторику;

3 Воспитательные :

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование : Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор» , «Звуковая мозаика» ; ручки; карандаши; изображения : ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ .

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ] .

Нина раз считала вещи :

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

Назовите слова со звуком [щ] .

Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова :

Игра «Светофор»

(детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо : вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

Определите, где находится звук в слове , поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ] , а какой звук мы слышим в конце слова камыш ?

Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

- Чем отличаются звуки : [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4. Прочитайте слоги :

ША – ЩА – ША

ЩУ – ШУ – ЩУ

ЩИ – ШИ – ШИ

ОЩ – АЩ – ОШ

УШ – УЩ – АЩ

ЮЩ – ЯЩ – ЯШ

ОЩ –АЩ – ША – ШИ

ЩА – АШ – ОЩ – ОШ

ШЕ – ЩЕ – ЕЩ – ЭЩ

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова : Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ , но для начала подготовим пальцы к работе :

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек» )

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию .

Чем отличаются буквы : «ш» и «щ» ?

Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв , чередуя ш, щ, ш, щ

Чем отличается написание буквы Ш и Щ ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика )

8. Письмо слогов с буквами ш и щ :

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш , а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ .

Допиши слова , добавляя слоги с буквой Щ или Ш :

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

10. Физкультминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал :

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ] ,

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка) .

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель) .

12. Развитие навыков словообразования :

Добавьте к словам суффикс -ищ . Какие слова получатся ?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

13. Самостоятельная работа на карточках :

Вставь недостающие буквы Ш или Щ

Ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

14. Подведение итогов занятия :

О каких буквах говорили сегодня на занятиях ? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ ?

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

Обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш - Щ] на уровне звука, буквы и слога.

Необходима углубленная словарная работа.

Хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

РАЗЛИЧАЙ Ш – Щ.

2.Проговаривай: (с показом букв)

Шипы-щипать

шубка-щуплый

щетина - шиншилла

мощный-мошка

лещи-леший

тушёный-мощёный

тощий-лишний

зашитый-защита

украшение-угощение

овощи-камыши

мощь-идёшь

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

5. Измени слова:

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ - (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

(б) Проговаривай:

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ..... (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ,..

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

Страшный малыш

Дощатый плащ

Шелестящий Кощей

Широкий камыш

Щуплый шкаф

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

«Длиннющая чистоговорка»:

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

Тушканчик.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Методическая разработка

«Дифференциация Ш и Щ»

(Логопедическое занятие в 3б специальном (коррекционном)

классе 7 вида)

Учитель-логопед Лучкина Л.В.

Панаевск, 2009

Тема: «Дифференциация Ш-Щ»

Цель: Дифференцировать звуки [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»

Задачи:

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ], закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ», формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, предложениях;

Развитие фонематического восприятия зрительно-пространственных представлений;

Формирование навыков самоконтроля, положительной учебной мотивации.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], индивидуальные зеркала, дидактическая игра твёрдый-мягкий, домик с окошками, индивидуальные

карточки с заданиями, конверт, тетради и ручки, кукла - бумажная Буратино, плакат «Я так чувствую» и карточки к нему (восклицательный и вопросительный знаки),

Ход занятия

1.Организационный момент.

2 . Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков.

Для рабочего настроя повторим чистоговорки :

Ша-ша-ша-наша Маша хороша.

Ша-ша-ша – есть у Маши ландыши.

Ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.

Ща-ща-ща – нет дождя, а я в плаще.

Какой звук встречался чаще всего?

3. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, какие звуки будем различать на занятии?

4.Основная часть занятия.

  1. Упражнение «Немое кино».

Догадайтесь, дети, по артикуляции моих губ, какой звук я говорю? [А, О,У,Ш,Щ].

Можно ли угадать, какой звук я говорю – [Ш] или [Щ]?

Угадать по артикуляции губ невозможно, так как положение губ, зубов одинаково.

  1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков перед зеркалом .

Работа с артикуляционными профилями звуков.

Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [Ш] и [Щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твёрдый, глухой, парный) и звуку [Щ] (согласный, мягкий, глухой, непарный).

  1. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

В этом домике живут картинки – две со звуком [Ш], две – со звуком [Щ]. В левом (правом) верхнем(нижнем) углу живёт кошка (щука, мышка, лещ). Кто живёт справа от …, под …, над …?

Ребёнок выходит к доске, вставляет картинку в нужное окошко, говорит, какой звук есть в её названии, отвечает на вопросы.

Решили картинки поменяться местами так, чтобы на первом этаже оказались

картинки со звуком [Ш], а на втором – со звуком [Щ]

  1. Отличие и схожесть букв «Ш» и «Щ»:

Ш и Щ – родные сёстры,

Но у Щ есть хвостик острый.

(И.Блюмкин)

  1. Дидактическая игра «Звуковое домино: мягкий – твёрдый » на дифференциацию [ш] –[щ].

Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

Диктуются слоги, слова: ша, ща, щу, ши, аш, уш, шапка, щётка, плащ, ландыш, мишка, лещ, щука, вещи, мышь, бабушка, кошка, камыш.

Учащиеся перемещают фишки зелёного и синего цветов. Победит тот, кто первым и правильно продвинет фишки.

5.Динамическая пауза.

Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)

Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).

  1. Стихи с движениями «Дерево».

Дует ветер нам в лицо, (движение ладоней к лицу и обратно).

Закачалось деревцо (руки вверх, покачивания вправо-влево).

Ветер тише, тише, тише – (медленно опустить руки, присесть).

Деревцо всё выше, выше (встать, поднять руки вверх, потянуться).

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы сжали в кулачок,

Карандаш зажали.

А теперь давай, дружок,

Разогни три пальца.

И подумай не спеша,

Что за буква? Ясно – «Ш».

  1. Упражнения в парах.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в ладушки играть.

А теперь, давай-ка, бей

С каждым разом всё быстрей.

Снова букву «Ш» составь,

Справа хвостик к ней прибавь:

«Ш» исчезло вообще –

Появилась буква «Щ».

6.Самостоятельная работа по карточкам .

Ребята к нам пришло письмо! Оно адресовано нам с вами. А отправил его Буратино. Он учится в школе и ему задали задания, с которыми он просит ему помочь справиться (карточки).

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ». Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем слова).
  2. Вставь пропущенные буквы «Ш» и «Щ».

Взаимопроверка. Исправьте ошибки (читаем текст).

7. Заключительная часть занятия.

  1. Итог занятия.

Звук «Ш» словно тише , он только шипит ,

Как мышка шуршит осторожно,

А в «Щ» ещё что-то прощально трещит

И щёлкает как-то тревожно.

Придумайте одно слово со звуком [Ш], другое - со звуком [Щ].

  1. Эмоционально – смысловая рефлексия занятия.

На доске прикреплён домик в два этажа, а на столе у каждого из учащихся две карточки со знаками (! и?).

«Восклицательный знак» - обозначает, что на уроке было всё понятно.

«Вопросительный знак» - осталось ощущение, что что-то непонятно.

Литература

1 «.Логопедия в школе» - В.С. Кукушин Издательский центр « МарТ» Москва- Ростов-на-Дону -2005 год.

2 . «Логопедические игры и задания» Г.А.Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Издательство «

3 . «Сборник упражнений» Т.В.Шклярова. 2-3 класс. Издательство «Грамотей» 1999 год.

КАРО» Сантк-Петербург- 2002 год.

4. «Организация логопедической работы в школе» О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская Издательство Творческий центр «Сфера» Москва 2007год.

5. «Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс)» Меттус Е.В.,Литвина А.В. и др. Издательство КАРО, 2006 год

Приложение

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы «Ш» и «Щ», разделив их на два столбика. Один столбик с буквой «Ш», другой – «Щ».

Ко-елёк, -ель, ро-а, -есть, мо-кара, -арф, за-и-ать, пла-, разме-ать, разме-ать, чудови-е, страшили-е, чи-у, и-у, пи-у, пастби-е, учили-е, поду-ка, пло-адь.

2.Вставь пропущенные буквы «Ш» или «Щ».

Енок.

Енка поместили в поме - ении, в передней. Между - кафом и боль - им я - ком положили Ми - ино -ерстяное пальто. Постелька вы - ла тёплая. По на - ей просьбе мама с - ила -енку поду - ку. Но -енок укладывал свой хвост на поду - ку, а

Екой прислонялся к я - ику. -енок вы -и пал из - ётки всю - етину. Он стра-но боялся - екотки и мы - ей.

Я так чувствую…


?


!





Самоанализ занятия

Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «Ш» и «Щ» проведено в 3 б специальном (коррекционном) классе VII вида.

В письменной речи учащихся присутствуют замены, пропуски букв и звуков, замены букв по количеству элементов и пространственному расположению.

Так как, учащиеся группы путают написание букв, то выбранная структура рациональна для решения поставленных задач. Занятие построено «от простого к сложному», с логичными переходами от одного задания к другому.

Главным акцентом занятия различие между звуками и буквами.

Использованы интерактивные групповые методы.

А так же игровые, коммуникативно-диалоговые технологии.

На занятии были поставлены задачи: главная – выработать чёткую дифферентацию букв «Ш» и «Щ»; выработать умение правильно произносить и различать звуки, обозначая их на письме соответствующими буквами; развивать фонематическое восприятие и навыки словообразования; работать над грамматическим строем речи. При решении поставленных перед собой задач учитывались особенности класса.

Главный акцент занятия был выделен и основывался он на правильном

Произношении звука и соответствующей ему буквы.

Занятие было нацелено на дифференцирование и дифференцированный подход к учащимся, так как знания и умения у детей находятся на разных уровнях развития.

Контролем усвоения знаний, умений и навыков служит сравнение учащегося с правильной характеристикой звука и буквы, а так же их различие.

Для полного закрепления дифференцированности букв «Ш» и «Щ» на уроке были использованы: индивидуальные зеркала; плакаты с предметными картинками; игровое поле с фишками зелёного и синего цветов; плакат с домиком для восклицательного и вопросительного знаков; тетради, ручки; школьная доска; индивидуальные карточки с заданиями.

Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась заинтересованностью учащихся, а так же начало занятия было составлено с учётом особенностей детей группы. В начале занятия проведена артикуляционная гимнастика, в средине занятия проведена физкультминутка с мозговой разминкой на ориентацию в пространстве и пальчиковая гимнастика.

Дети были опрятно и нарядно одеты.

Занятие прошло согласно запланированным пунктам. Во временные рамки занятия не уложились, так как у детей возникло много вопросов и сложностей при дифференциации звуков, что послужит дальнейшему обучению дифференциации у детей-логопатов.

При решении поставленных задач на занятии, прегрузки учащихся удалось избежать.

Хорошая психологическая атмосфера обеспечивалась хорошим контактом учащихся с учителем-логопедом. Дети на занятии работали активно. Но были и недостатки такие как: большое количество слов, данных для работы в тетради и их сложность, не сделано обобщении при характеристике дифференцируемых звуков.

Для работы в специальном (коррекционном) классе слова подбирать более простые и в меньшем количестве. Обязательно делать обобщающие выводы при характеристиках звуков и букв.



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ «Ш» и «Щ»

В нынешнее время среди учащихся начальных классов много детей, страдающих дисграфией. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Нередко учителя начальных классов и преподаватели русского языка считают дисграфические ошибки нелепыми и, не имея возможности объяснить их появление, ищут причину в личностных качествах ученика, обвиняя его в невнимательности и небрежном отношении к письму. А между тем причинами дисграфии являются дисфункции в работе отдельных зон ЦНС, отвечающих за речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Несовершенство работы одного из анализаторов ведет к появлению в тетрадях учеников «непонятных» ошибок.

В настоящей работе предлагается ряд занятий по устранению дисграфии, в основе которой лежат нарушения зрительного восприятия, пространственно-временной ориентировки и недостаточность кинестетической и динамической стороны двигательного акта. Вследствие данных нарушений ребенок испытывает трудности в зрительном восприятии элементов букв, у него нарушается контроль за ходом двигательных актов во время письма. В тетрадях таких детей обнаруживаются замены сходных по написанию строчных («б» - «д», «в» - «д», «т» - «п», «м» - «л», «и» - «у» и т.п.) и прописных букв («Р» - «Г», «Т» - «П», «З» - «Е»), недописывание элементов букв. У детей с подобными нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема). А.Н. Корнев называет данное нарушение письма «диспраксической дисграфией».

Диспраксическая дисграфия является довольно стойкой и сложно поддается исправлению.

Возникновение дисграфии свидетельствует о наличии у ребенка нарушений функционирования ЦНС. Работу с учеником-»дисграфиком» необходимо начинать с устранения причин ее возникновения, а не с устранения следствий данных нарушений. Коррекция данного вида дисграфии требует комплексного подхода. Этой проблемой должны заниматься несколько специалистов коррекционно-развивающей поддержки.

На первом этапе основная роль отводится психологу и дефектологу, которые организуют диагностическую работу по оценке состояния ВПФ у ребенка и проводят коррекционные занятия, направленные на формирование зрительного восприятия, пространственно-временных представлений, развитие и коррекцию мелкомоторных движений. Дефектолог и психолог формируют у ребенка умение ориентироваться в схеме собственного тела, среди окружающих предметов, на листе бумаги, устраняют трудности мелкомоторной координации, расширяют двигательные возможности кистей и пальцев рук.

Материалы по устранению сложностей пространственно-временного ориентирования, коррекции зрительного восприятия и совершенствованию мелкой моторики рук широко представлены в работах А.Н.Корнева, А.В.Семенович, И.Н.Садовниковой, Р.А.Лалаевой, Е.А.Катаевой и др. Лишь после данного подготовительного периода логопеду следует приступать к сравнительному анализу и дифференциации смешиваемых букв.

В программах известных авторов-логопедов (Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой и др.) представлены комплексы упражнений для дифференциации букв, сходных по написанию. Но в данных упражнениях отрабатываются наиболее часто встречающиеся варианты замен по оптическому и кинестетическому сходству. А в работах детей попадаются и иные, пусть более редкие, замены. Так, по моим наблюдениям, у 20–30% детей, страдающих данным видом дисграфии, существуют трудности при написании буквы «щ». У этих учеников слова при письме приобретают искажения («пишевой», «шекотно» и т.д.). В связи с этим возникла необходимость разработки системы упражнений для дифференциации букв «ш» и «щ».

Предлагаемый комплекс из девяти занятий позволяет устранить сложности, связанные с написанием буквы «щ». Система упражнений была успешно опробована на базе ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367 с учащимися, имеющими ослабленное здоровье.

Результат коррекционной работы достигается благодаря подключению зрительного анализатора (буквы должны ассоциироваться ребенком с образом какого-либо предмета, зрительно сходным с буквой) и отработке правильности начертания буквы на основе кинестезий. Так, при написании «ш» в слове после нескольких занятий у ребенка четко формируется ассоциативный образ буквы со сложенным шнурком, а при написании «щ» - с щукой, имеющей длинный хвост. Одновременное сопоставление образа буквы и предмета с последующим проговариванием (например: «щ» - это щука с длинным хвостом, пишу, хвостик) позволяет четче контролировать движения руки, что впоследствии позволит исключить замену «щ» на «ш».

Занятия разработаны с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.

Дифференциация звуков «ш» и «щ» на первоначальных этапах отрабатывается на наиболее мелких языковых единицах. От занятия к занятию усложняется речевой материал, а также растет уровень сложности предлагаемых заданий. Это позволяет ученику по окончании курса овладеть дифференциацией звуков в текстах, воспринимаемых на слух.

Интересные игровые приемы и наглядный материал, используемые в коррекционной деятельности, содействуют положительному отношению учащихся к работе, что создает благоприятные условия для преодоления нарушений письменной речи. Многократность и вариативность заданий позволяет прочно закрепить не только отрабатываемый навык письма, но и умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, обогатить лексико-грамматический строй речи, развить внимание, память, навыки самоконтроля.

Данная система упражнений предназначена для коррекционной работы с учащимися начальных классов массовых и специальных (коррекционных) школ. Предлагаемый материал могут использовать как логопеды, так и учителя начального звена школ, желающие сократить число специфических ошибок у своих учеников при письме.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Цель: знакомство с оптическим образом букв «ш» и «щ».

Вступительная часть

1. Педагог демонстрирует детям сложенные из проволоки буквы «ш» и «щ», предлагает назвать их.

2. Дети самостоятельно складывают проволоку в виде букв «ш» и «щ».

3. Логопед предлагает ребятам подумать, на что похожи эти буквы.

После вариантов детей педагог вывешивает картинки: «ш» в виде шнурка, «щ» в виде щуки. Объясняет: буква «ш» выглядит как сложенный шнурок, «щ» похожа на щуку, у которой есть хвост.

4. Ученик проводит пальцем по стилизованной букве, запоминая ее графический образ. Затем «пишет» буквы в воздухе, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Основная часть. Задания

1. Записать под диктовку, проговаривая: «ш» - шнурок; «щ» - щука.

Ш, Ш, Щ. Щ, Ш, Щ, Щ, Щ, Ш, Щ.

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

2. Продолжить ряд, не меняя последовательности:

Ш, Ш, Щ, Ш, Щ, Щ, Щ.

3. Из продиктованных слогов записать только буквы «ш» или «щ»:

шу, ши, щи, ще, ош, що, ша, аш, ща, щи, ещ, уш, ющ, ше.

4. Придумать слова, которые начинаются на звук «ш» и «щ». Записать их в две строчки.

5. Какие слова заколдовала Баба-яга?

Заключительная часть

Педагог предлагает ученикам вспомнить, на что похожи буквы «ш» и «щ». Чем отличается написание этих букв?

Ребенок еще раз повторяет написание букв в воздухе.

Домашнее задание. Нарисовать буквы «ш» и «щ» в виде шнурка и щуки.

ЗАНЯТИЕ № 2

Цель: закрепление образа букв «ш» и «щ».

Педагог предлагает вспомнить, какие буквы сравнивали на прошлом занятии. На что похожи эти буквы?

Проверяет, как ученик справился с домашним заданием.

Основная часть. Задания

1. Обвести букву «ш» синим карандашом, а букву «щ» - красным.

Ш Щ Щ Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Щ Щ Щ Ш

Ш Щ Щ Щ Ш Ш Щ Щ Ш Щ Ш Ш Ш

Щ Щ Ш Ш Щ Ш Щ Ш Щ Щ Щ Ш Щ Ш

2. Прописать две строки букв, не меняя последовательности, проговаривая: «ш» - шнурок, «щ» - щука.

Щ, Ш, Щ, Щ, Ш, Ш

3. Записать под диктовку слоги (перед написанием вспомнить зрительный образ буквы «ш» и «щ»): ащ, шу, уш, ющ, ща, шо, ще, щи, ош, ши, ещ, ша, щё.

4. а) Разложить картинки на две стопки: в одну - слова, в которых встречается звук «ш», в другую - слова, в которых встречается звук «щ».

б) Записать в первую строку слова со звуком «ш», во вторую - со звуком - «щ».

5. а) Вставить в слова буквы «ш» или «щ»:

…умят, ве…и, но…а, капю…он, …еколда, пе...ера.

б) Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Заключительная часть

Педагог напоминает, что ученику необходимо каждый раз, когда ему встречается буква «ш» или «щ», вспоминать ее образ, проговаривая: «ш» - шнурок или «щ» - щука.

Домашнее задание. Вставить в слова буквы «ш» или «щ»: Придумать с этими словами словосочетания и записать их.

Пи…ат, ка…тан, при…епка, кра…еный, …екотать.

ЗАНЯТИЕ № 3

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах.

Вступительная часть (повторение)

1. Вылепить букву «щ» из пластилина.

2. Вспомнить: а) на что похожи буквы «ш» и «щ»?

б) Как нужно проговаривать, если в слове встречаются эти буквы?

3. Записать под диктовку слоги: ащ, щу, шу, еш, иш, ещ, що, аш, ща, ще.

Основная часть

1. Вставить в слова буквы «ш» или «щ». Показать, из какой трубы вылетел дым (см. рис. вверху).

Записать эти слова.

2. Графический диктант. Обозначить слово схемой и записать букву «ш» или «щ», которая встречается в этом слове.

Ищейка, кукушка, вешалка, прощай, трещит, шнурок, хвостище.

3. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

Про…ение, кры…а, …кольный, е…ё, мы…ка, и…у, за…ито, …екотно, …ит.

4. Придумать словосочетания со словами и записать их. (Слово произносится педагогом. Ребенок определяет на слух, какую букву - «ш» или «щ» - будет писать в этом слове, составляет словосочетание).

Товарищи, машина, вещевой, орешник, сушить, общий.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ» и записать слова в два столбика.

…авель, коре…ок, …ека, шала…, …устрый, пи…ит.

ЗАНЯТИЕ № 4

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словах и словосочетаниях.

Организационный момент.

Вступительная часть
(повторение)

1. Вспомнить, из каких элементов состоят буквы «ш» и «щ», в чем их отличие.

2. Из произнесенных педагогом слогов записать только слоги с буквой «щ».

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить два букета. Записать получившиеся слова.

2. Нарисовать свою поляну с цветами, поместив справа цветы со словами, в которых есть буква «щ», а слева - цветы, в которых есть «ш».

3. Подчеркнуть в стихотворениях буквы «ш» и «щ». Выписать из стихотворений слова с буквами «ш» и «щ» в два столбика.

Щетинка - у чушки,
Чешуйка - у щучки.

Поросенок Тошка полюбил картошку.
- Кушай, Тошка, с молочком,
Лезь в корыто пятачком.

4. Зрительный диктант (записать слова по памяти)

Плащ, ищу, шиповник, тащил, мишка, ящик.

5. Исправь ошибки. Составь словосочетания со словами из первого и второго столбика.

ЛЕТЯШИЙ
ПОЮЩИЙ
ВЬЮШИЙСЯ
ПУЩИСТЫЙ
ПЛЮШ
ШЕНОК
ЩЕГОЛ
ЩАР

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить букву «ш» или «щ». Переписать скороговорку.

На пло..ади пу…истый щенок
Ута..ил у каменщика пла.…

ЗАНЯТИЕ № 5

Цель:

Вступительная часть
(повторение)

1. Из продиктованных педагогом слогов записать слоги с буквой «щ»:

Шу, ща, що, ши, ищ, ящ, ше, ще, ущ, ющ, аш, ша, ещ.

2. Разгадать кроссворд.

По горизонтали: 2. Сказочный герой, живущий в лесу. 3. Как иначе можно назвать худого человека. 5. Настольная игра.

По вертикали: 1. Что вешают на окна. 2. Речная рыба 4. Собака на разыскной службе. 6. На что закрывают дверь.

Основная часть

1. Составить со словами из кроссворда словосочетания и записать их.

2. Вставить буквы «ш» и «щ» в словосочетания. Переписать. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Узкая …ель, стирать с поро…ком, …ире шаг, ловить …уку, просить про…ения, за…топать носки, удобная при…епка.

3. Вставить буквы «ш» и «щ» в слова. Переписать скороговорку. Подчеркнуть «ш» и «щ».

Щенок - бегаю…ий и лаю…ий,
Щегол - летаю…ий и пою…ий,
Мы…онок - …устрый и пи…ащий.

4. Слуховой диктант

Кашель, шутка, страшилище, роща, карандаш, удилище,

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить буквы, записать стихотворение. Выучить его наизусть.

Два …енка, щека к щеке,
Щиплют …ётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка - щелк …енков с плеча!
Два щенка у…ли ворча.

С. Михалков

ЗАНЯТИЕ № 6

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в словосочетаниях и предложениях.

Вступительная часть (повторение)

1. Помогите сказочным героям найти свою букву: «щ» или «ш».

Запишите имена героев в тетрадь. Подчеркните «ш» и «щ».

2. Слуховой диктант

Ноша, кошка, священный, крещение, слаще, слушать, еще.

Основная часть

1. Исправить ошибки. Составить словосочетания со словами из первой и второй строчки.

Слыщен, колыщется, прошмыгнула, длинные, плывуший.

Шупальца, яшерица, камыщ, шебет, ёрщ.

Подчеркнуть «ш» и «щ».

2. Переписать предложения, вставляя пропущенные «ш» или «щ».

На болоте растут хво…и.
Мы…онок и…ет хлебные кро...ки.
Нарисуйте треугольник с помо…ью линейки и каранда…а.

3. Закончить предложения.

В нашем шкафу много … .
Лев не травоядный, он - … .
Первобытные люди жили в … .

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы. Составить словосочетания со словами. Записать их. Подчеркнуть «ш» и «щ».

У…елье, …ипать, ко…елёк, уси…и, че…уя, бор… .

ЗАНЯТИЕ № 7

Цель: дифференциация букв «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение):

1. Вставить буквы в слова. Какие сардельки съест кошка, а какие - щенок?

2. Зрительный диктант

Прошу пощады, шумная трещотка, большое пожарище, получишь прощение.

Основная часть

1. Списать стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

Е..ё в полях белеет снег,
А воды уж весной …умят.

2. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Ящерицы

Ящерица - хи...ник. Охотятся я..ерицы на мелких мо...ек и жучков.

Любят ящерицы погреться на солны…ке. Залезают на камни, коряги и …епки, ...урятся, солнышку спинки подставляют. Ящерицы очень шустры. Ты е...ё только крадё...ся к ней, а она уже под до..ечкой про…мыгнула и пропала.

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Записать предложения, исправив ошибки.

Лёша из дошечек построил яшик для картощки.
На вешевом рынке Яше купили хорощие ботинки.
Прошла зима, зашебетали птицы.

ЗАНЯТИЕ № 8

Цель: дифференциация «ш» и «щ» в предложениях и текстах.

Вступительная часть (повторение)

Из данных слов образовать название профессии человека.

О б р а з е ц: прядь - прядильщик.

Уголь, приём, камень, баня, паром, дрессировка.

Основная часть

1. Слуховой диктант

Угольщик зашел в шахту.
Банщик насушил березовых веников.
Дрессировщик вышел на арену.
На крыше работал кровельщик.

2. Списать предложения, исправляя ошибки.

В праздник крешения многие веруюшие купаются в проруби.
Солдат бесстращно зашищал Родину.
Натащин товариш всегда придет на помошь.

3. Списать текст, исправляя ошибки.

Весна

Вот и прищла весна. Солнышко показывается чаше. Ешё на прощлой неделе лежал снег, а сейчас на проталинах видна зеленеюшая трава. Скоро зашумят ручьи. В лесу уже слышно шебетание птиц: «Прошай, зима!»

Заключительная часть

Самопроверка.

Домашнее задание. Составить рассказ, используя слова для справок и вопросы.

Слова для справок: река, камыши, весна, мелкие рыбёшки и крупная рыба, хищная рыба.

Вопросы: Кто такая щука? Где живет щука? На кого охотится щука? Когда и где выводятся щурята?

ЗАНЯТИЕ № 9

Цель: проверить прочность усвоенных знаний по теме «Дифференциация «ш» и «щ».

Основная часть

1. Списать поговорки, исправляя ошибки.

Щи да каща - пиша наща.
Шипцы да клеши - вот наши веши.

2. Диктант

В роще

Миша и Паша - хорошие товарищи. Пошли они в рощу. С ними щенок Проша. В роще щеглы. Щеглы щебечут. Миша и Паша играли со щенком. Проша бегал. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок испугался. Миша и Паша смеялись.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурина Е.Д. Такие похожие и разные буквы: тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. - СПб., 2006.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2003.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2001.

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб., 2003.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М., 1999.

Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. - СПб., 2003.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.

Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. - М., 2004.

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль, 2004.

Щербакова Е.К. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей. - Ярославль, 2001.

Груповое логопедическое занятие с учащимися 2-го класса

"Дифференциация звуков [ш]. [щ], букв "ш" и "щ"

Цель: обучение обозначению звуков [ш] и [щ’] в письменной речи при помощи букв «ш» и «щ» в слогах с гласными ё, и, е.

Задачи:

Сравнить звуки [ш] -[щ’] по артикуляции и акустическим признакам.

Вырабатывать твёрдое произношение звука [ш], мягкое произношение [щ’] при чтении в слогах с гласными ё, и, е.

Формировать умение обозначать при письме звуки [ш] и [щ’] соответствующими буквами перед гласными ё, и, е.

Дифференцировать буквы ш и щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» – «Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка», «Чашечка», «Подвижная чашечка», «Грибочек», «Гармошечка».

3. Введение в тему:

Логопед:

На доске написан текст, в нём пропущены буквы. Прочитайте и определите, какие буквы в пропущены.

Мы..онок Пу..ок

Ста..ил поро..ок,

Зубную..етку,

П..ена..епотку.

4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия второклассниками:

Логопед:

Ребята, в тексте неслучайно исчезли буквы, сегодня мы посвятим наше занятие им.

Чему мы будем учиться на занятии?

Второклассники:

Мы будем учиться различать буквы ш и щ.

Логопед:

Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.

Второклассники:

Различай ш – щ.

Логопед:

Молодцы! Для чего нам нужно различать ш и щ?

Второклассники:

Чтобы не допускать при письме ошибок.

Логопед:

А какие ошибки вы допускаете при письме слов с буквами ш и щ?

Второклассники:

Вместо буквы ш пишем букву щ или наоборот.

А я путаю гласные буквы после ш и щ.

Логопед:

Да, ребята, всё это очень серьёзно. Скажите, чему мы должны учиться, чтобы не допускать таких ошибок при письме. Попробуйте наметить цель нашей деятельности на занятии.

Второклассники:

Учиться обозначать звуки [ш] и [щ’] при письме буквами «ш» и «щ», а также правильно писать эти буквы в слогах гласными.

Логопед:

Верно. А по какому плану будем действовать?

Второклассники:

Сравним произношение звуков и выделим отличительные особенности.

Охарактеризуем эти звуки.

Найдём для каждого звука свою букву.

Выделим отличительные особенности букв ш и щ.

Будем различать буквы ш и щ в слогах, словах, предложении и тексте.

В конце занятия вспомним отличительные особенности изучаемых звуков и букв.

Оценим свою работу на занятии.

Логопед:

Сказано точно и лаконично. Приступим к работе по намеченному плану

5. Сопоставительная характеристика [ш] -[щ’]: (Приложение 2)

Органы артикуляции

[ш]

[щ’]

Губы

Округлены, как «Колечко».

Округлены, как «Колечко».

Зубы

Сближены, но не сомкнуты

Сближены, но не сомкнуты

Язык

Как «Чашечка», кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, язык прямой.

Как «Грибочек», кончик языка у бугорочков за верхними зубами, язык выгнут вверх.

Воздушная струя

Тёплая, встречает преграду.

Тёплая, встречает преграду

Не дрожат

Не дрожат.

Логопед:

Чем похоже произношение звуков?

Второклассники:

В одинаковом положении губы, зубы; воздушная струя встречает преграду; голосовые складки не дрожат.

Логопед:

Я уберу то, чем похоже, произношение наших звуков.

Чем отличается произношение звуков?

Второклассники:

Положение языка. На звук [ш] – «Чашечка», на звук [щ’] – «Грибочек».

Логопед:

Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда мы произносим звуки [ш] и [щ’], одна ладошка – язычок, а другая – нёбо.

Произношение звуков [ш] и [щ’] отличается положением языка, запомните.

А теперь скажите, если язычок как «Чашечка», это какой звук?

Второклассники:

Звук [ш].

Логопед:

Верно. А если язык как «Грибочек», это звук?

Второклассники:

Звук [щ’].

Логопед:

Охарактеризуем звуки. Раз воздушная струя встречает преграду, звуки гласные или согласные?

Второклассники:

Согласные.

Логопед:

Раз горлышко не дрожит, звуки звонкие или глухие?

Второклассники:

Глухие.

Логопед:

А теперь обратим внимание на положение языка. На звук [ш] язычок прямой, значит он твёрдый или мягкий?

Второклассники:

Твёрдый.

Логопед:

Звук [ш] твёрдый всегда, у него нет мягкой пары.

На звук [щ’] язычок выгнут вверх, значит он твёрдый или мягкий?

Второклассники:

Мягкий.

Логопед:

Звук [щ’] всегда мягкий, у него нет твёрдой пары. И так, сделаем вывод, чем отличаются звуки [ш] и [щ’].

Второклассники:

На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

6. Связь звуков с буквами:

Логопед:

Какой буквой на письме обозначим звук [ш] ?

Второклассники:

Буквой «ш».

Логопед:

А какой буквой обозначим звук [щ’]?

Второклассники:

Буквой «щ».

Логопед:

Посмотрим презентацию (Приложение 1).

1 слайд:

У букв «ш» и «щ» есть одинаковый элемент, это короткая прямая наклонная линия с поворотом направо, это «секретик».

l

Посмотрите, я написала три таких «секретика», какая это буква?

ш

Второклассники:

Это буква «ш».

2 слайд:

Логопед:

А теперь я написала петельку. Какая теперь написана буква?

Второклассники:

Буква «щ».

3 слайд:

Логопед:

Посмотрите, нет петельки.

ш

Второклассники:

Буква «ш».

4 слайд:

Логопед:

Написала петельку.

щ

Второклассники:

Буква «щ».

Логопед:

Ш и Щ родные сёстры,

Но у Щ есть хвостик острый.

(И. Блюмкин)

Логопед демонстрирует плакат.

Логопед:

Сделаем вывод об особенностях написания букв «ш» и «щ».

Второклассники делают вывод.

7. Письмо букв «ш» и «щ»:

Логопед:

Напишите в тетради один раз букву, которая обозначат звук [ш].

Логопед:

Какую букву написали?

Второклассники:

Букву «ш».

Логопед:

Напишите в тетради два раза букву, которая обозначает звук [щ’].

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Какую букву написали?

Второклассники:

Букву «щ».

Логопед:

Напишите в тетради три раза букву «ш».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Какую закономерность вы заметили в записи букв?

Второклассники:

Буквы «ш» и «щ» чередуются, а их количество увеличивается на один.

Логопед:

Вы всё верно подметили. Продолжите запись букв до конца строки в соответствии с этой закономерностью.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Для чего выполняли задание

Второклассники:

Учились на письме обозначать звуки [ш] и [щ’] буквами, определяли закономерность при записи букв.

8. Динамическая пауза:

Логопед:

Звук [щ’] протяжно звучит,

Щука хвостом шевелит.

Дети выполняют плавные движения, произнося протяжно [щ’].

Логопед:

Шар летел и лопнул вдруг,

Испугались все вокруг.

Дети прыгают, отрывисто называя звук [ш].

9. Чтение слогов:

Логопед:

Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що ша-ща шу-щу

аш-ащ ош-ощ уш-ущ аш-ащ

ши-щи ше-ще шё-щё шу-щу

иш-ищ еш-ещ яш-ящ ёш-ёщ

Второклассники читают слоговую таблицу. Логопед обращает внимание на гласные и чтение согласных.

Логопед:

Ребята, сделаем вывод:

Второклассники:

Какая бы гласная не стояла бы после буквы «ш», называем звук твёрдо. Какая бы гласная не стояла рядом с буквой «щ», называем звук мягко.

10. Письмо слогов под диктовку:

Логопед:

Мы читали слоги, обращали внимание при чтении не только на согласные, но и на гласные. А теперь попробуем написать слоги по диктовку. Будем писать слоги с буквой «ш» в первую строку, а с буквой «щ» – во вторую.

Напишите «ши».

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

В какую строку написали слог?

Второклассники:

В первую.

Логопед:

Почему?

Второклассники:

Согласный звучал твёрдо, значит это буква – «ш».

Логопед:

Какую гласную букву написали?

Второклассники:

Букву «и», сочетание «ши» пишем с буквой «и».

Логопед диктует слоги для записи, выясняя написание согласных и гласных букв.

Логопед:

Сделаем вывод, чему учились.

Второклассники:

Мы различали звуки [ш] и [щ’] в слогах, обозначали их буквами; учились обозначать гласные звуки буквами.

11. Дифференциация звуков [ш] и [щ’] в словах:

Логопед:

У вас на столе лежат буквы Я назову слова, а вы поднимите букву, которую надо написать в этом слове.

Слова: щётка, щенок, тащить, пушистый, рощица, вершина, камыши, вещица, тощий, крушина.

Второклассники поднимают соответствующие буквы.

Логопед:

На столе у вас три чистых листочка, напишите на них гласные буквы «ё», «и», «е». А теперь я снова назову эти слова, а вы поднимите на этот раз гласные, которые напишем в этом слове, после букв «ш» и «щ».

А теперь допишите в словах пропущенный слог с согласными «ш» и «щ» и гласными «ё», «и», «е».

Слова: ..лчок, кув..н, пры..к, кро..т, ..пка..потка, пи..т, горо..на, ..лк, за..тник, вер..на.

Второклассники выполняют задание.

Логопед:

Сделаем вывод.

12. Работа с предложением.

Логопед:

Закончите предложения, дописав последнее слово.

Второклассники выполняют задание.

В нашем шкафу много... . (Вещей). Лягушки едят мелких жучков и... . (Мошек). Первобытные люди жили в... . (Пещерах).

Логопед:

Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

13. Дифференциация букв «ш» и «щ» в тексте:

Логопед:

Вставьте в текст пропущенные буквы «ш» и «щ»:

Второклассники выполняют задание.

У _уры _еглова есть _енок. _енка зовут _арик. _енок ута_ил _ётку под _каф. _ура и_ет _ётку.

Логопед:

Сделаем вывод.

Второклассники формулируют вывод.

14. Итог занятия:

Логопед:

А теперь сделаем вывод по всему занятию. Назовите тему занятия.

Второклассники:

Различай ш и щ.

Логопед:

В чём основное различие звуков [ш] и [щ’]?

Второклассники:

Положение языка. На звук [ш] язычок прямой, «Чашечкой», он твёрдый; на звук [щ’] язык выгнут вверх, «Грибочком», он мягкий.

Логопед:

В чём отличие букв «ш» и «щ»?

Буква «ш» – это «шарик», он тянет букву вверх к облакам. Буква «щ» – это «щука» заплыла в петельку и влечёт её с собой плавать в реке.

Какую гласную напишем после «ш», если услышим или произнесём [шы].

Второклассники:

Букву и.

Логопед:

Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шэ] или [щ’э].

Второклассники:

Букву е.

Логопед:

Какую гласную напишем, если услышим или произнесём [шо] или [щ’о].

Второклассники:

Букву о или ё.

15. Рефлексия

16. Оценка деятельности детей на занятии