Танцы

Годовой план работы хореографа в детском саду. Перспективный план занятий хореографией для дошкольников

Утверждено:

Совет педагогов №2

ПРОГРАММА

танцевального кружка

«Улыбка»

МКДОУ Детский сад «Аленушка»

Методист МКДОУ

Детский сад «Аленушка»

Сухарева О.Н.

с. Барятино

Основные формы проведения занятий :

танцевальные репетиции

игра

беседа

праздник

Основные виды занятий индивидуальное и групповое творчество.

Методы :

Игровой. У детей игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у них формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку)

демонстрационный (метод показа). Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.

метод творческого взаимодействия;

метод наблюдения и подражания. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемом, движений, картинок, игрушек и др.).

метод упражнений;

метод внутреннего слушания.

Регулярность занятий : 2 занятия в неделю.

Время занятий : понедельник, среда с 16.00 до 16.30

Занятие состоит из трех частей:

    Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 минут)

    Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(15-20минут)

    Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Пояснительная записка

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония

отражают окружающую нас действительность

Природу, мир человеческих чувств,

историю, будущее человечества.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

Игроритмика

Игрогимнастика

Игротанцы

Диско-разминка

2. Нетрадиционные виды упражнений:

Игропластика

Пальчиковая гимнастика

Игровой самомассаж

Музыкально-подвижные игры

3. Креативная гимнастика:

Музыкально-творческие игры

Специальные задания.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Цель программы :

содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Задачи:

1. Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

Формировать правильную осанку;

Содействовать профилактике плоскостопия;

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

Формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Светлый просторный зал.

2. Технические средства.

Ожидаемые результаты:

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

2. Улучшение физического развития.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Список детей на 2014-2015 учебный год:

    Агапова Марья

    Азаров Артем

    Андреева Алина

    Бодрягина Настя

    Гапонов Саша

    Гавриченкова Лена

    Захаров Артем

    Корчагина Камилла

    Марфенина Вера

    Мешалов Ваня

    Молодикова Настя

    Нестерова Настя

    Сенина Анна

    Сухарева Алиса

    Чепурной Даниил

месяц

Методическое содержание

сентябрь

1. Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная по кругу - следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу - учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени - чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, - добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине - закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» - передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3.Танец «Трубочист». Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

октябрь

1. Диско-разминка:

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки - учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

ногу.

2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Танец «Трубочист». Разучивание движений танца «Капитошка»

4. Музыкально - подвижная игра «Сад».

5.Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Речитатив:

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

ноябрь

1. Диско-разминка.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игроритмика

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

3. Танец «Капитошка». Разучивание движений танца «Куклы».

4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

декабрь

1. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков

2. Игроритмика.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3. Танец «Куклы». Разучивание движений танца «Джентльменов».

4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

5.Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук - на вдохе. Свободное опускание рук - на вдохе.

Речитатив:

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

январь

1. Диско-разминка.

Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плеч с движением корпуса.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

2. Игропластика.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса - лежа на спине, сгибание разгибание ног - «велосипед»).

Речитатив:

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

А устанем - отдохнем.

3. Танец «Джентльменов». Разучивание движений танца «Ромашка».

4. Музыкально - подвижная игра «Птица в клетке».

5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

февраль

1. Диско-разминка:

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

2. Игропластика.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спинку подкачаем,

Осанку гордую поставим.

«Укрепи животик» - из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» - лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» - ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Танец «Ромашка». Разучивание движений танца «Танцуй веселей».

4. Музыкально - творческая игра « Танец огня».

5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

март

1. Диско-разминка.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

2. Игроритмика.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Танец «Танцуй веселей». Разучивание движений танца «Восточный».

4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

5.Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Воздух мягко набираем. Вдох.

Шарик красный надуваем. Выдох.

Пусть летит он к облакам. Вдох.

Помогу ему я сам! Выдох.

апрель

1. Диско-разминка:

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) - учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение - держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

Речитатив:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый?!

3. Танец «Восточный». Подготовка к отчетному концерту.

4. Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Один, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

май

Отчетный концерт «Солнечные лучики»

1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт - Петербург «Детство - пресс», 2000 г.

3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

Консультация для родителей

«Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»

«От красивых образов мы перейдем к

красивым мыслям, от красивых

мыслей к красивой жизни и от

красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении «отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения - это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмики предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Консультация для педагогов

«Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста»

На возможностях влияния на психику с помощью работы с телом основаны различные системы телесно-ориентированной психотерапии, в том числе двигательной и танцевальной, которые сейчас приобретают всё большую популярность. Это в значительной степени связано с тем, что современному состоянию человеческого общества присуще преувеличение рационального начала, чрезмерное внимание к интеллекту, социальным достижениям и подавление инстинктивного, «дикого».

В последнее время возникла ситуация, когда особенно сильно от этого могут пострадать дети дошкольного возраста. Многих родителей очень рано начинает волновать тема образования собственных детей. Появляется тревога, сможет ли ребёнок поступить в престижную школу, вуз; и многие родители начинают беспокоиться об этом заранее и готовить ребёнка и к самому поступлению в школу, и к последующей учёбе в ней. Происходит слишком раннее обучение математике, письму и чтению, и уделяется недостаточно внимания эстетическому развитию ребёнка (музыке, пению, танцу, рисунку, и т.п.). Всё это приводит к тому, что у ребёнка начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и очень важная область психики (эмоции, интуиция) остаётся недоразвитой, выпадает. Это может самым непосредственным образом негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

Имеющиеся работы по танцедвигательной терапии носят в значительной степени общетеоретический, отвлечённый характер. В них почти невозможно обнаружить конкретные рекомендации, методики и т.д. А литература по психологическим аспектам движения у детей, по крайней мере, на русском языке, практически отсутствует вообще.

Мне хочется рассказать о конкретных играх, решающих определённые психологические задачи и позволяющей работать с определёнными психологическими проблемами дошкольников с использованием возможностей движения, танца, игр и т.д.

Упражнение, направленное на реализацию потребности детей быть увиденными:

«Творческая импровизация».

Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. На музыку марша изображают солдатиков, гимнастов и т. д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, белочек.

Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.

«Танец огня».

Фантазии величия:

«Сад».

Тревожность, страхи; умение обороняться:

«Распутай веревочку», «Птица в клетке».

Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Упражнения на релаксацию. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению.

Одной из высших форм движения является танец, часто являющийся свободным выражением творческой фантазии.

Особенно велики возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. Для многих детей в этом возрасте движение и танец являются важными средствами коммуникации. Кроме того, само движение, его особенности, характер позволяют много сказать о ребёнке, являясь очень информативными.

Совсем не обязательно работать исключительно в рамках танцедвигательной терапии. Наиболее эффективно возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста проявляются во взаимодействии с другими видами творчества (рисунок, метафоры, истории).

Описание танцев

Песня «Трубочист» исп. Ксения Мулина

Девочки с желтыми «султанчиками» (шарами), мальчики с синими «султанчиками» (шарами).

1 куплет:

1-2 мальчики выходят с шарами, махи руками вверху крест на крест.

3-4 выбегают девочки с желтыми шарами и Трубочистом, встают около мальчиков, выполняют пружинку.

Припев:

2 куплет:

1-2 девочки уходят назад, мальчики с Трубочистом обнявшись, раскачиваются в разные стороны.

3-4 выбегают девочки подскоком, кружатся с мальчиками движение «лодочка»

Припев:

1 два приставных шага влево, два приставных шага вправо

2 прыжки на месте вокруг себя, руки вверху

3 девочки сели, мальчики прыгают на двух ногах руки перед собой - вертикальные «ножницы»

4 мальчики сели, девочки прыгают на двух ногах руки перед собой - вертикальные «ножницы»

Проигрыш – прыжки руки в стороны, наклон махи шариками внизу крест на крест

прыжки руки в стороны, махи руками вверху крест на крест.

Проигрыш – все стоят обнявшись, Трубочист с девочкой кружатся.

Припев:

1 два приставных шага влево, два приставных шага вправо

2 прыжки на месте вокруг себя, руки вверху

3 девочки сели, мальчики прыгают на двух ногах руки перед собой - вертикальные «ножницы»

4 мальчики сели, девочки прыгают на двух ногах руки перед собой - вертикальные «ножницы»

Проигрыш – прыжки руки в стороны, наклон махи шариками внизу крест на крест

прыжки руки в стороны, махи руками вверху крест на крест.

Припев:

1-3 образуют круг и двигаются по нему подскоком руки вверху

4- постепенно перестраиваются в колонну впереди Трубочист

Проигрыш – прыжки руки в стороны, наклон махи шариками девочки вправо, мальчики влево

прыжки руки в стороны, продвижение всех вперед вокруг Трубочиста, шарики вверх.

Песня «Капитошка»

Мальчики и девочки выстраиваются в две шеренги, мальчики за девочками. Девочки выходят друг за другом двумя колоннами с зонтиками на плече.

Проигрыш.

Приставной шаг вправо – зонтик вправо, тоже влево – зонтик влево;

Прыжки на месте, зонтики вверху

То-же еще раз.

1 куплет:

1-4 Выходят мальчики шагом марша, маршируют на месте.

Вытягивают за пояс девочек (зонтики на полу).

5 – прыжки на двух ногах, руки в стороны

6- раскачивание из стороны в сторону, руки вверху

7-8 бег, высоко подняв колени, повернуться друг к другу

Припев:

1- прыжки на двух ногах, правой рукой махи вперед снизу вверх

2 – руки низ «вертушка» влево-вправо

3- шаги вперед-назад, хлопки руками: вниз вправо, вниз влево, вверх вправо, вверх влево

4 – прыжки на двух ногах, хлопки руками над головой.

Проигрыш.

Движения в двух кругах – мальчики внутри, девочки вокруг с зонтиками.

2 куплет:

Девочки с зонтиками выстраиваются сзади в ряд, мальчики впереди в ряд.

1-2 выпады вперед – правая, левая нога

3-4 девочки вперед - прыжки на месте на двух ногах, зонтики вверху

5-6 «лодочки»

7-8 мальчики на колено, девочки вокруг, зонтики вверху.

Проигрыш:

1 – мальчики сели за зонтики, девочки прыжками виляют «хвостиками»

2 – девочки сели за зонтики, мальчики вокруг зонтиков маршируют

3- обнявшись под зонтиками раскачиваются вправо-влево.

Припев тот-же, зонтики на полу перед детьми.

Проигрыш:

Парами под зонтиками по кругу уходят на исходное месторасположение, выстраиваются в одну линию, поклон.

«Танцуй веселей»

Песня «Танцуй веселей» исп. гр. «Кар – мэн»

Мальчики выходят подскоками.

1 куплет:

Два шага в сторону, руки перед собой;

«Окошко» руками резкими движениями;

Руки поставлены «ладьёй», прихлопнуть сначала по одной

ладони, затем по другой;

Припев:

4 маха ногами вперёд, продвигаясь вперёд;

7 шагов назад, широко расставив ноги.

2 куплет:

Ногу вперёд и руку в кулак вперёд (рэп),

поочерёдно левую и правую;

Руки «ладьёй» шаг вперёд, руку вперёд,

тоже другой рукой и ногой;

Проигрыш:

Медленно вести рукой вправо – влево;

Ногу назад, скрещивая (рэп);

Заканчивать: упасть на колени,

широко расставив, руку в кулаке вверх.

«Зима – хороша!»

Песня «Новогодняя» исп. гр. «Дилижанс».

Выбегают девочки и строятся в шахматном порядке.

1 куплет:

Выход на пятки, разводя руки в стороны, возвращаясь,

хлопок по ногам;

Припев:

Руки сложены «Полочкой»

Два шага влево, два вправо с притопом.

Проигрыш:

Руки вверх, шире пальцы, двигая вправо-влево.

2 куплет:

На счёт 1,2,3 –шаги вперёд,

На 4 - притоп, руки согнуты в локтях;

Тоже возвращаясь обратно.

3 куплет:

Стоя на месте, поворачивать туловище вправо, влево,

выполняя движения кулачками.

Проигрыш:

Движение по кругу с поднятыми руками вверх.

Заключение:

Поклон, руки назад.

«Фонарики»

Муз. Штраус «Полька «Трик-трак».

Дети выстраиваются в одну линию, держа фонарики в правой руке;

Пружинка с покачиванием фонарика вправо-влево;

Ходьба по кругу приставным шагом с пружинкой, фонарик впереди себя;

Шаг в круг, фонарик вверх;

Шаг назад, фонарик вниз;

Бег по кругу, фонарик вверх - сбоку;

Возвращение и построение в одну линию;

Фонарик поставить на пол, ходьба вокруг фонарика приставным шагом;

Взять фонарик левой рукой, зацепиться за руки, идти по кругу;

Выстроиться в одну линию, по очереди присаживаются на пол.

«Петрушки»

Муз. Штраус «Полька «Пиццикато»

Дети подскоками выбегают с погремушками в руках и выстраиваются в одну линию;

Шумят погремушками справо-слева, подскоками кружатся вокруг себя;

Бег подскоками по кругу и выстраиваются в линию;

Ударяют погремушками то по правому колену, то по левому, кружатся подскоками вокруг себя;

Бег подскоками по кругу, погремушки вверху;

Выстраиваются в линию и садятся на пол широко раздвинув ноги, погремушки вверх, поклон.

«Полька»

Исп. DJ Слон «Финская полька».

Дети выбегают подскоками парами, держась за руки.

1 куплет:

Пятка-носик, 3 притопа поочередно то правой, то левой ногой;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши;

2 куплет:

Шаги навстречу друг другу, соединяют противоположные

ладошки и обходят друг друга.

3 куплет:

Мальчик поворачивается к девочке и выполняет присядку,

девочка – пружинку с поворотами;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши и

кружение в другую сторону.

4 куплет:

Повтор движений 1 куплета.

Проигрыш:

Девочки танцуют «ламбаду», мальчики хлопают;

Мальчики берут девочек под локоть и подскоками по кругу.

5 куплет:

Девочки кружатся вокруг себя, мальчики вприсяде

выбрасывают ноги вперёд;

Мальчики берут девочек под локоть и прогулочным

шагом уходят;

Быстро выбегают, поклон и убегают.

«В мире животных»

Муз. X-MODE & DJ NILL «ANIMAL»

Из приседа дети встают по очереди;

Руки в замок, ударяют по коленям и плечам поочередно;

Выпрыгивание вверх, широко ноги в стороны;

Повтор движений кулачками;

Девочки прыжки с поворотом в сторону и вертят «хвостиками» (на четыре стороны), мальчики ногу назад - крест (рэп);

Шаг в сторону и поворот вокруг себя, вертят «хвостиками»;

Поворачиваются друг к другу и играют «лапками»;

«Летают» врассыпную по залу, выстраиваются в линию;

Девочки закручиваются к мальчикам, соединяют «лапку» свободную, раскручиваются;

Прыжок вверх, ноги в стороны, руки широко вверх;

Поклон и убегают.

«Зима»

Исп. А.Губин «Зима - холода».

Вступление:

Дети выходят с хлопками над головой и

встают в шахматном порядке;

1 куплет:

Ноги на ширине плеч, руки в сторону - вверх;

Переносят руки вправо- влево, покачивая бедрами;

Слегка присев, перенести тело вправо, затем влево;

Шагом меняются местами первая и вторая линия с притопом;

Припев:

Приставной шаг вправо, хлопок в ладоши справа, то же влево;

Шагом круг вокруг себя;

Хлопки над головой, покачивая бедрами.

2 куплет:

Девочки закручиваются поочередно вправо,

А раскручиваются влево, возвращаются;

Приставные шаги с кружениями вокруг себя.

Припев: то же.

Дети убегают, затем возвращаются,

Правая рука вперед, вверх, вниз, присесть на колено боком, поклон.

«Русская бабушка»

Исп. wap.wapos.ru

Мальчики выводят девочек, держа их за пояс. У девочек руки сложены «полочкой». Дети встают в одну линию.

1 куплет:

Девочки выходят вперед и выполняют кружение

вокруг себя на одной ноге отталкиваясь другой;

Мальчики, стоя на месте, притопывают одной ногой;

Девочки возвращаются на место;

Мальчики выходят вперед и выполняют присядку,

возвращаются на место;

Припев:

Два шага вправо, руки сложены «полочкой», кружение

вокруг себя подскоками, захлёстывая ноги назад;

Два шага влево, руки «полочкой», выбрасывание руки

2 раза вверх с пружинкой;

Выход вперёд на пятки, затем выброс руки вверх.

2 куплет:

Девочки закручиваются к мальчикам;

Мальчики выходят вперёд и кружатся на руке.

Припев: то же.

Проигрыш:

Мальчики выходят вперёд и выполняют прыжки с

выбрасыванием ног на пятки, руки вперёд;

Девочки подходят к мальчикам, те берут девочек за талию

и обходят друг друга притопом, глядя в глаза друг другу.

Припев: то же.

Поклон.

«Всё будет хорошо»

Исп. MF «Всё будет хорошо»

Дети подскоками выбегают и встают в шахматном порядке.

1 куплет:

Ноги на ширине плеч, сначала правой рукой закрывают глаза,

затем левой, в той же очерёдности открывают;

Руки в стороны, перенос тела вправо, влево;

Отбегают назад и снимают чёрные накидки.

Припев:

Подскоками меняются местами, выставляют поочередно

руки вперёд, большим пальцем вверх;

Возвращаются на свои места;

Три шага на месте;

Шаг вправо, рукой показать вправо;

Шаг влево, рукой показать влево;

Ногу поставить на крест и поворот вокруг себя;

Руки поочерёдно вперёд, большой палец вверх;

Повтор.

Проигрыш:

Подскоки, образуя круг, руки вверх;

марина лагуткина
Перспективное планирование по хореографии для старшего дошкольного возраста.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Старшая группа (5-6 лет)

Сентябрь-октябрь

Знакомство с элементами народного танца.

Положения и движения ног в танце:топающий шаг, притопы, пружинка.

Позиции рук в танце: положение на поясе – кулачком; смена ладошки на кулачок; хлопки в ладоши – двойные, тройные; руки перед грудью – «полочка»; «приглашение»;

Проучивание лексики танцевальной композиции на основе народного танца. «Манечка-Ванечка»

«Танец с колосками» «Осенины»

Ноябрь-декабрь

Знакомство с элементами бального танца:

Движения ног: шаг на полупальцах, поворот в паре на полупальцах, балансе, легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед, подскоки, прыжки по первой прямой позиции.

Бег по кругу со сменой направления, перестроения в 2 линии, в круг.

Движения в паре:

легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.

Положения рук в паре:

- (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика;

Основная позиция;

- «корзиночка».

Знакомство с атрибутами для танца и манипуляции с ними. Формирование элементарных действий с предметами. Постановка танцевальных композиций. «Танец вьюги и снежинок»

Полька «Гномы» Новогодний утренник

Январь-февраль-март

Освоение эстрадного танца на основе элементов классического танца.

Упражнения на ориентировку в пространстве:

Положение прямо (анфас, полуоборот, профиль;

Свободное размещение по залу, пары.

Положения и движения рук:

перевод рук из одного положения в другое.

Положения и движения ног:

Позиции ног;

Шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).

Relleve по 1,2 позициям (муз. раз. 4/4);

Demi-plie по 1,2 поз;

Demi-plie c с одновременной работой рук;

Sotte по 1,2,6 поз. «Цып-цып мои цыплятки»

«Упражнение с цветами» Весенний праздник

Апрель-Май

Повторение танцевальных композиций, изученных за учебный год.

Отработка техники движений. Знакомый танцевальный материал. Хореографический фестиваль «Танцевальный калейдоскоп» на базе МБДОУ.

Перспективное планирование

Подготовительная группа (6-7 лет)

Сентябрь-октябрь

I. Постановка танцевальных композиций на основе народного танца.

Сочетание движений рук и ног. Бег вокруг себя, шаг «захлест», «ковырялочка» с притопом;

скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;

Скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);

Взмахи платочком (девочки).

Движения ног:

Поклон в русском характере;

Кадрильный шаг с каблука;

Шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);

Пружинящий шаг;

- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);

Ковырялочка с подскоком;

Подготовка к «веревочке»;

- «веревочка»;

Присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);

Присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу;

Присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;

Одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени.

Движения в паре:

Соскок на две ноги лицом друг к другу.

6. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- «воротца»;

- «карусель».

II. Постановка танцевальной композиции на основе бального танца.

Движения в паре:

Легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину;

Легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта).

Знакомство с музыкальным материалом танцевальной композиции.

Проучивание лексики танцевальных композиций. «Русский народный парный танец»

«Осенний листопад» «Осенины»

Ноябрь-декабрь

Постановка танцевальных композиций на основе бального танца:

Движения ног: «ча-ча», перетопы, «шаг крестом»

Движения в паре:

быстрые повороты в паре на полупальцах

Движения рук: волна, «стряхивающие» движения в стиле рок-н-ролл.

Постановка танцевальных композиций. «Карнавал»

«Рок-н-ролл» Новогодний утренник

Январь-февраль-март

Постановка танцевальных композиций на основе элементов классического и бального танцев.

Положение в паре: «лодочка с покачиванием», «реверанс».

Положения и движения рук:

«свеча», «свеча-окошечко», кисть а-лян-же,

перевод рук из одного положения в другое.

Положения и движения ног:

Позиции ног;

Шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад;

Танцевальный шаг назад в среднем темпе;

Шаги с вытянутого носка;

Удар носочком в пол.

Движениярук:

Battement tendu;

Sotte по 1,2,6 поз. «Журавушки»

«Весенний вальс» Весенний праздник

Апрель-Май

Постановка танцевальных композиций на основе бального и эстрадного танцев.

Par менуэта;

Par менуэта в парах по кругу.

Par вальса (по одному, по парам);

Parbalance (на месте, с продвижением вперед, назад).

Шаг с плие с поднятием на носочки.

Плавные движения руками, разнообразные положения в паре, поворот под рукой у мальчика.

Эстрадный танец:

Быстрый бег на носочках, кружения в паре и по одному на подскоках.

Прыжки из первой прямой позиции во вторую позицию с наклоном корпуса вперед.

Разнообразные движения пяткой и носиком.

Движения рук:

«окошечко», «неваляшка»

Отработка техники движений. «Барбарики»

«Менует»

«Маленький вальсок» Выпускной бал

Публикации по теме:

Конспект занятия по хореографии для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы педагога доп. образования детского сада «Жемчужинка» старшей группы детей 5-7 лет Ивановой Анны Валерьевны. Город Волгодонск.

Перспективное комплексно-тематическое планирование (разработано для воспитанников младшего, среднего и старшего возраста) Целью комплексно-тематического планирования является: создание комплексно-тематическое планирования на основе темообразующих факторов и.

Перспективное планирование гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста с сентября по май Сентябрь 1. Комплекс упражнений в постели. «ОСЕННЯЯ» Осень, осень, осень, Гости недель восемь, С громами сильными, С дождями и ливнями.

Перспективное планирование по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование по детскому экспериментированию для детей старшего возраста. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Перспективное планирование по развитию двигательной активности детей старшего возраста с использованием подвижных игр Перспективный план оздоровительно-игрового часа «Играй-ка» на сентябрь в старшей и подготовительной группеЦель. Сохранение и укрепление.

Перспективный план хореографического кружка «Танцевальная мозаика» 1-ый год обучения

«В гостях у сказки»

Октябрь

Развивать выразительность пластики, точность и ловкость движений, музыкальный слух.

Строевые упражнения(построение в круг, в шеренгу), общеразвивающие упражнения(шаг с носка по кругу, бег, поскоки, прыжки), элементы хореографических упражнений: поклон-приветствие, а также элементы гимнастических упражнений для мышц ног, рук..

Чебурашка (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 45)

Развивать чувство ритма, выразительность движений, воображение.

Общеразвивающие упражнения (шаг с носка по кругу, бег, поскоки, прыжки), упражнения на расслабление мышц. Танцевальные шаги(галоп), образно-танцевальные движения. Гимнастические упражнения (утюжок, бабочка).

Плюшевый медвежонок (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 46)

Ноябрь

Развивать координацию движений, чувство ритма, образное восприятие музыки.

Строевые упражнения. Перестроение в шеренгу по команде.. Повороты направо, налево, по распоряжению Упражнение на восстановление дыхания.(«надуваем шар») Элементы хореографических упражнений (плие, 6 и 1 позиции ног). Гимнастические упражнения (самолетик, велосипед).

Кузнечик (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 49)

Развивать мягкость, плавность движений рук, формировать навык пружинить ногами во время маховых движений руками.

Общеразвивающие упражнения(шаги на пятках), дыхательные упражнения и на укрепление осанки. Упражнения стретчинга. Ролевое проигрывание. Упражнения для согла

сования движений с музыкой

Белочка (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 50)

Декабрь

Развивать выразительную пластику, воображение, музыкальный слух.

Развивать выразительность движений, образное мышление, чувство ритма.

Общеразвивающие упражнения: кружения на месте на поскоках, развитие координации, точности и ловкости движений, памяти и внимания, способности к импровизации. Тренировка подвижности нервных процессов, умения сочетать движения с музыкой.

Поросята (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 53)

Мячик (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 68)

«Народный артист»

Декабрь

Развивать чувство ритма, координацию движений, чувство равновесия, выразительность пластики, умение перестраиваться в пространстве.

Формировать навыки ходьбы, исполнение ритмичных подскоков, развивать чувство ритма, координацию движений.

Строевые упражнения. Перестроения: в круг – врассыпную-в колонну.

Общеразвивающие упражнения(шаги с высоким подъемом колена, бег, поскоки, прыжки). Танцевальные шаги. Шаг галопа вперёд и в сторону.

Танцевально-образные движения.

Элементы хореографических упражнений.

Упражнения для расслабления мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Лошадки (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 52)

Вместе весело шагать (Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» стр. 67)

Январь

Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроту реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом.

Общеразвивающие упражнения(шаги на пятках, на полупальцах), дыхательные упражнения и на укрепление осанки. Упражнения стретчинга: на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.. Упражнения для согла-сования движений с музыкой

для детей от 5-6 лет

Пояснительная записка.

Введение.

Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

Данная образовательная программа по хореографии (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на год и предполагает проведение занятий с детьми дошкольного возраста. Содержание программы распределено таким образом, что в учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели.

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

Задачи программы:

  • сформировать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту;
  • привить учащимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении;
  • преподать азбуку классического танца;
  • укреплять костно-мышечный аппарат воспитанников;
  • совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;
  • формировать художественно-образное восприятие и мышление;
  • воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Так как занимаются дети с разной хореографической подготовки, поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:

  • групповые,
  • подгрупповые,
  • индивидуальные,
  • репетиционные.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю, в учебном году – 68 занятий.

Кроме занятий, проводимых по учебному плану практикуется:

  • Проведение интегрированных занятий
  • Участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в городских мероприятиях.

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц

Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

· наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений;

· доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;

· систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения;

· индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;

· увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе;

· сознательность – понимание выполняемых действий, активность.

Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца (одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития) и изучаются движения танца.

В программу учебного года вводится теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.

Основные разделы программы

· «Введение» – педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства -хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

· «Ритмика» – включает в себя коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие детей. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на те навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

· «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца. Изучение позиций рук и ног. Pile , Port de bra , Releve ,Battemen ,Grand plie ,Rond de jambe, основные движения " Allegro ", расширение знаний в области классических терминов «па», изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

·«Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.

· «Постановка» – знакомство с композицией танца. Данный раздел включает в себя разбор и отработку основных движений, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и различных связок. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.

· «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.

Работа с учащимися и создание для них наиболее благоприятных условий развития может осуществляться разными путями с использованием различных методов и приемов, выбор которых связан с интересам и особенностям самого педагога и его мастерством.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографического кружка современного танца после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты

Учащийся будет знать:

  • единые требования о правилах поведения в хореографическом классе и требования к внешнему виду на занятиях;
  • термины азбуки классического танца
  • новые обозначения классических элементов и связок
  • хореографические названия изученных элементов.
  • сведения о новых направлениях и виды хореографии в музыке

Воспитанник будет уметь:

  • выполнять движения и комбинации у станка и на середине зала в ускоренном темпе;
  • согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
  • выражать образ с помощью движений;
  • свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца
  • самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы классического танца;
  • владеть исполнительским мастерством сценического танца.
  • работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
  • эмоционально и технически верно выступать перед зрителями.
  • самостоятельно и грамотно выполнять движения современного танца
  • владеть корпусом во время исполнения движений;
  • ориентироваться в пространстве;
  • координировать свои движения;
  • исполнять хореографический этюд в группе.
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции

Контроль знаний и умений учащихся проводиться по результатом диагностики 3 раза в год а так же на отчетном концерте в конце учебного года. Автор диагностики А. И. Буренина.

Репертуарный план.

Сентябрь.

1 Таней цыплят.

Октябрь.

1 Таней цыплят.

2 Кадриль

Ноябрь.

1. Кадриль

2. Танец с гирляндами

Декабрь.

1 Танец с гирляндами

2 «Восточная сказка»

Январь.

1 «Восточная сказка»

2 Русский стилизованный

Февраль.

1 Русский стилизованный

2 Спортивный танец

Март.

1 Спортивный танец

2 «Танец детства»

Апрель.

1 «Танец детства»

2 Современный танец

Май.

Закрепление выученных танцев. Повтор любимых танцев. Подготовка к отчётному концерту.












Методическое обеспечение программы

Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать указания педагога, слушать музыку, запоминать предложенный текст, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.

Для обучения танцам детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо использовать игровой принцип. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества», – писал Сухомлинский. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха, а о необходимости пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.

Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда. Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной.

Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения – принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем, что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива. Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть – включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.

Основная часть – постановка корпуса, ног, рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.

Заключительная часть – включает, в основном, движения для развития танцевально-ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.

Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются :

  • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
  • объяснение методики исполнения движения;
  • демонстрация иллюстраций (наглядные пособия, видеоматериал).

Таким образом, основные методы, применяемые при обучении:

  • качественный показ;
  • словесное (образное) объяснение;
  • сравнение;
  • контраст;
  • повторение.

Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.

С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.

Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).

Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

В разделы «Танцевальные этюды», «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников.

Список литературы:

1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983.

2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.

3. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей. А.И. Буренина

4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.

5. . Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.

6. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976.

7. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988.

8. Программа ДОД «Хореографическая студия «Эдельвейс»» С. М. Сапожникова

9. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968.

10. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

13. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.

14. . Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.