Возникновение стиля связывают с Италией XVI-го века. В этот кризисный период страна потеряла свою экономическую и политическую значимость, однако оставалась культурным центром Европы. Церковь и знать, стараясь продемонстрировать свою мощь и состоятельность в напряжённых финансовых условиях, обратились к искусству. Стремление к иллюзорной роскоши и богатству дало начало направлению барокко.
Барокко кардинально противоположено рационализму и классицизму. Из характерных особенностей выделяют:
- Динамичность образов;
- Совмещение реального и иллюзорного;
- Контрастность;
- Аффектация;
- Напряжённость;
- Гиперболизированная пышность и объём;
- Стремление к величию.
Барокко в живописи
(Никола Ланкре "Танцы в павильоне" )
На живопись эпохи барокко оказала воздействие популярность театрального направления. Слова Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры» красноречиво описывают многие знаменитые произведения того времени. Ярчайший пример - картины П. П. Рубенса «Три грации» и «Версавия», в которых реалистические пейзажи дополнены бархатными красными занавесами.
(Рафаэль "Портрет Маддалены Дони ")
Преобладающим жанром становится портрет. Все европейские монархи жаждут увековечить своё величие на полотнах известных мастеров. И каждый именитый художник практикует написание портретных картин, в том числе Рафаэль, Гольбейн, Тициан, Леонардо, Дюрер и другие. О мастерстве творца судят по его портретным навыкаем, пригашают на службу как портретиста.
(Диего Веласкес "Менины" )
Творчество Диего Веласкеса пришлось на золотой век Испанской живописи. Служа при дворе короля, он пишет серию портретов королевской семьи. Каждая новая работа отличается использованием разнообразных приёмов и технических усложнений. Излюбленная Веласкесом часть изображений - эффект зеркала, расширяет границы холста. Её можно наблюдать на полотнах «Менины», «Венера перед зеркалом».
Отличительными особенностями Испанского искусства в общем смысле выделяют дуализм аскетичного и телесного, возвышенного и приземлённого, идеалистического и реального, а также декоративность, насыщенность цвета, замысловатость форм.
Барокко в архитектуре
(Микеланджело Буонарроти - Cобор св. Петра в Риме )
Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Духовная сила религии ослабевает, что приводит к разногласиям светского общества и религиозного. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Стиль, начало которого выражало протест угнетению силы, с течением времени в корни изменил свои мотивы. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы.
(Микеланджело Буонарроти - Дворец консерваторов в Риме )
У истоков стиля стоял живописец и архитектор Микеланджело Буонаротти. Величайший мастер пластического искусства воплотил в жизнь проект капеллы Медичи, одновременно трудясь над вестибюлем библиотеки Лауренциана (1520-1534 гг). Эти работы признаны первыми архитектурными произведениями барокко.
Известнейшие мастера барокко XVII века - Л.Бернини и Ф.Борромини. Их творческие взгляды расходились. Борромини унаследовал архитектурный дух Микеланджело с его динамической напряжённостью, массивностью пространства, экспрессией, подчёркнутыми контрастами. Основное направление творчества Бернини - откровенное выражение величества и неприкрытая роскошь.
Помимо отличий, в работах этих мастеров просматриваются схожие черты, присущие большинству представителей стиля:
- Эффектность, достигнутая наполненностью пространства;
- Пышность форм;
- Преувеличенный пафос;
- Пластические изломы, прогибы;
- Усложнённость, не всегда до конца оправданная.
Пространства в барокко имеют сложные построения. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура - это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. Но и эта форма зачастую дополняется характерными изгибами линий, стены имеют выпуклые и вогнутые участки. Конфигурация плана усложняется соприкасающимися объёмами, границы между которыми еле уловимы, смежные элементы воспринимаются одним целым. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Один из наиболее часто применимых приёмов - световой сноп от полураскрытых проёмов, который точечно разрезает воздушную среду.
(Цвингер, Дрезден 1719 г. )
Культовое строительство обрело второе дыхание во времена барокко. Огромное значение на религиозный мир оказало окончание затянувшегося строительства собора Святого Петра в Риме. Главный католический храм представлял собой центрический объём с грандиозным куполом во главе. Большую часть работы над зданием провёл Микеланджело, а после пересмотра планировки Бернини заканчивал работы. Он обрамил соборную площадь группой величественных колонн.
(Большой Екатерининский дворец в России в стиле барокко )
Архитектура барокко так популярная в Италии не пришлась по вкусу странам с протестантскими взглядами, таким как Шотландия, Англия, северная Германия, Скандинавия. Зато в XVII веке австрийцы, после упрочнения императорской власти, часто приглашали итальянских мастеров для работы над дворцами.
(Зимний дворец также сооружен в стиле барокко)
К началу XVIII века архитектура барокко претерпела некоторые изменения. На смену прямым линиям пришли ломаные и извилистые. Широко применялась лепнина, скульптура, крупные зеркала, вазоны. В это время разрабатывались и реализовались масштабные проекты, впервые применялись техники ансамблевого строительства.
Заключение
Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. - XVIII в. Историческое течение того времени предполагало возникновение культуры противоречия церковного и светского. На стыке вкусов двух значимых составляющих общества зародилась нарочитая роскошь и богатство барокко. Безграничный поток фантазии мастеров насытил этот стиль торжественностью, пышными формами, импульсивностью, разнообразием и избытком декоративных элементов. Искусство этого стиля, несмотря на очевидные признаки, развивается и насыщается новыми приёмами, и по сей день.
Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.
Эпоха барокко
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Черты барокко
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.
Барокко в скульптуре
Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.
Барокко в архитектуре
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Барокко в интерьере
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.
Барочная мода
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.
Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
История изучения
Одной из первых монографий, посвященных барокко, стала книга Вёльфлина "Ренессанс и барокко" (нем. Renaissance und Barock , 1888). Барокко занимало период между Ренессансом и классицизмом , а в поздней своей версии оно называлось рококо . Характерными чертами барокко Вёльфлин называет живописность и страстность. Дворжак выделил из раннего барокко маньеризм . Впоследствии Панофский обозначил тенденцию видеть в барокко не антитезу, а продолжение Ренессанса.
Видео по теме
История
Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca , скрученный камень. Другая теория - от латинского verruca , крутое высокое место, дефект в драгоценном камне .
В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.
Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики , и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.
Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи , он был заимствован из архитектуры турок-сельджуков .
Черты барокко
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли , опера , культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо , соната , сюита в инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника . Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля , человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Эпоха барокко
Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры ; вместо мистерий - театр и бал-маскарад . Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт . Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к baroco . В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре » - геометрической правильности построений на плацу.
Человек эпохи барокко
Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью и невежеством. (В эпоху же романтизма естественность будет рассматриваться под другим углом и станет одной из главных добродетелей.) Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса . Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета ? В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Необходимость в чем-либо («нужду») не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало , 1717). Согласно философу Спинозе , влечения уже составляют не содержание греха , но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); любовный интерес - в учтивом флирте , ссоры - в утончённой дуэли .
Для барокко характерна идея спящего бога - деизм . Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм . Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (), а Карл фон Линней систематизирует биологию («Система природы », ). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц . Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо , судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен .
«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового, аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества» .
Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Архитектура
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини , чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году . Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры , а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло Фонтана , Карло Райнальди , Гварино Гварини , Бальдассаре Лонгена , Луиджи Ванвителли , Пьетро да Кортона . На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко . Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа ( -1652 годы).
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по-местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - Собор Святого Иакова , является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко .
В отношении архитектуры Франции XVII в. иногда употребляют термин «барочный классицизм». К такому классицистически-барочному стилю причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец , здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк .
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И. Г. Бюринг (нем.) русск. , Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).
Барокко в скульптуре
Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII века был итальянец Лоренцо Бернини ( -). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны , преследуемой богом света Аполлоном , а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы » в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.
В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой , на статую часто надевали настоящие одежды. Ведущим мастером стал работавший в Гранаде и Малаге Педро де Мена .
Барокко в литературе
Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры , театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксюморонами . Бытует бурлескно -сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо , П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон ». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери , М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер , Ш. Сорель , П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм (Италия), гонгоризм (культеранизм) и консептизм (Испания), эвфуизм и метафизическая школа (Англия), прециозная литература (Франция), макаронизм , то есть смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).
Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе , «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет , рондо , кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы .
На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус »), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе , одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма » по имени виднейшего представителя (см. выше).
Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына , Вацлава Потоцкого , Веспасиана Коховского (тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века) Яна Анджея Морштына , философского Станислава Гераклиуша Любомирского ; в прозе - преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение - «Мемуары» Яна Хризостома Пасека).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий , Ф. Прокопович .
В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден ». Они собираются летом на литературные праздники в роще Иррхайн под Нюрнбергом . Общество организовал в 1646 году Георг Филипп Харсдёрффер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны .
Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана (1648) и «Подзорная труба Аристотеля» Эмануэле Тезауро (1655).
Музыка барокко
Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма . Представители - Вивальди , Бах , Гендель . Ведущее положение у жанров кантаты , оратории , оперы . Характерно противопоставление хора и солистов , голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).
Мода эпохи Барокко
Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер , богато украшенные кружевами . Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы , похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это - тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали
Авторы: В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович (Общие сведения), В. Д. Дажина (Архитектура и изобразительное искусство), К. А. Чекалов (Литература), Ю. С. Бочаров (Музыка) Авторы: В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович (Общие сведения), В. Д. Дажина (Архитектура и изобразительное искусство), К. А. Чекалов (Литература); >>
БАРО́ККО (итал. barocco, предположительно от португ. barroco – жемчужина неправильной формы или от лат. baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиц. логике), стиль в искусстве кон. 16–18 вв. Охватил все области пластич. искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Стиль Б. был выражением типологич. общности нац. культур в период становления абсолютизма , которое сопровождалось тяжёлыми воен. конфликтами (в т. ч. Тридцатилетняя война 1618–48 ), укреплением католицизма и церковной идеологии (см. Контрреформация ). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-историч. эпохе Б., наследовавшей эпохе Возрождения . Хронологич. границы Б. не совпадают в отд. регионах (в Лат. Америке, ряде стран Центр. и Вост. Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Зап. Европе) и в разл. видах иск-ва (так, в 18 в. Б. исчерпало себя в зап.-европ. лит-ре, но продолжало существовать в архитектуре, изобразит. иск-ве, музыке). Родиной Б. по праву считается Италия. Б. преемственно связано с маньеризмом 16 в. и сосуществует с классицизмом .
Стиль Б. отразил новое, пришедшее на смену ренессансному гуманизму и антропоцентризму мироощущение, в котором противоречиво сочетались черты рационализма и мистич. спиритуализма, стремление к науч. систематизации знаний и увлечение магич. и эзотерич. учениями, интерес к предметному миру во всей его широте и религ. экзальтация. Науч. открытия, раздвинувшие границы универсума, принесли осознание бесконечной сложности мира, но в то же время превратили человека из центра мироздания в его малую часть. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности Б., тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и т. д. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного иск-ва сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Вместе с тем, стремясь к активному воздействию на зрителя-слушателя, стиль Б. опирался на тщательно продуманную рациональную систему приёмов, в значит. степени основанную на риторике [прежде всего на учениях об «изобретении» (лат. inventio) и о стилистич. фигурах, «украшении» (лат. elocutio)]. Риторич. принципы переносились в разл. виды иск-ва, определяя построение лит. произведения, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, муз. композиций.
Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы разл. жанров (трагикомедия, опера-балет и др.) и стилевых манер, мастера Б. особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Гл. орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Тезауро ).
Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для Б. сближению и взаимопроникновению разл. видов иск-ва (архит. иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтич. и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы ). Патетич. «высокое» Б. с присущими ему грандиозностью и пышностью (архит. ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологич. сюжеты, трагедия, героич. поэма; театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п.) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами Б. Жизнеподобие в иск-ве Б. нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для Б.), так и со сложной символикой: предмет, изображённый в реалистич. манере, таил в себе скрытый смысл.
Термин «Б.» возник в 18 в. в среде историков иск-ва, близких классицизму (И. Винкельман , Ф. Милициа); первоначально выражал негативную оценку итал. архитектуры 17 в., а позднее и всего иск-ва этого периода. Эпитет «барочный» в классицистич. нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классич. ясности. В музыкознании термин «Б.» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Одним из первых историч. интерпретацию Б. дал Я. Буркхардт (в кн. «Il Cicerone», 1855), определивший стиль Б. в связи с итал. архитектурой кон. 16 в. Теорию Б. как стиля в изобразит. иск-ве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888; «Основные понятия истории искусств», 1915), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и Б. Представление о Б. как историч. стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в нач. 20 в. Совр. концепция Б. тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика, история, религия и философия. Иногда понятие «Б.» трактуют не в конкретно-историч. смысле, но как обозначение совокупности стилистич. черт, периодически повторяющихся на разл. стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр.).
Архитектура и изобразительное искусство
Отдельные черты стиля Б. (тяга к грандиозному, динамичность композиции, драматич. напряжённость) проявились уже в 16 в. в творчестве Корреджо , Микеланджело , Дж. да Виньолы , Ф. Бароччи, Джамболоньи . Расцвет Б. относится к 1620–30-м гг., завершающий этап приходится на сер. 18 в., а в некоторых странах на конец этого столетия.
В иск-ве Б. воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архит. задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Св. Петра в Риме, перестройка важнейших рим. базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Органичной для Б. была и идея триумфа власти, которая нашла отражение в иск-ве придворного Б., характерного не только для центров абсолютизма (Франция, Португалия, Испания, Австрия, Россия, некоторые государства Германии и Италии), но и для республик, утверждавших своё могущество (Венеция, Генуя).
Присущее Б. стремление к пышности форм, эффектной зрелищности наиболее отчётливо проявило себя в архитектуре. Именно в эпоху Б. рождается новое европ. градостроительство , вырабатывается тип совр. дома, улицы, площади, гор. усадьбы. В странах Лат. Америки градостроит. принципы Б. определили облик мн. городов. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль , Петродворец , Аранхуэс , Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Для архитектуры Б. характерны тяготение к синтезу искусств , подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архит. ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини , Ф. Борромини , Д. Фонтана , Пьетро да Кортона , К. Мадерна , К. Райнальди , Г. Гварини , Б. Лонгена , Х. Б. де Чурригера , Г. Хесиус, Л. Ванвителли и др.). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера; широко используются лепнина, разл. материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.).
В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религ., мифологич. или аллегорич. содержания (плафоны Пьетро да Кортона, А. Поццо , бр. Карраччи , П. П. Рубенса , Дж. Б. Тьеполо ), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Ван Дейк , Дж. Л. Бернини, Г. Риго ), фантастич. (С. Роза , А. Маньяско ) и героич. (Доменикино ) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Гварди , Дж. А. Каналетто ), живописных притч (Д. Фетти ). Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологич. аллегория и др.). Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архит. пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж. Б. Алеотти, Дж. Торелли, Дж. Л. Бернини, И. Джонса , семьи Галли-Биббиена и др.). Перспективные эффекты, пространственные иллюзии, линейные и композиц. ритмы, контраст масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптич. эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.).
В живописи «высокого» Б., ориентирующегося на т. н. большой стиль, отдавалось предпочтение историч. и мифологич. жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Демократич. направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистич. бытовых сценках («живописцы реальности» во Франции, представители караваджизма , жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религ. живописи (Дж. М. Креспи , Рембрандт ).
Стиль Б. существовал во множестве нац. вариантов, отличавшихся яркой самобытностью. Для флам. Б. наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутр. динамики и изменчивости. Исп. Б. отличается большей сдержанностью и аскетичностью стиля в сочетании с ориентацией на местные реалистич. традиции (Д. Веласкес , Ф. Сурбаран , Х. де Рибера , арх. Х. Б. де Эррера ). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нёйман , А. Шлютер , бр. Азам и др.) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт ) стиль Б. часто соединялся с чертами рококо . В иск-ве Франции Б. сохраняет ренессансную рационалистич. основу, позже активно взаимодействует с классицистич. элементами (т. н. барочный классицизм). Отдельные стилистич. черты Б. проявились в подчёркнутом декоративизме построек парадных залов Версаля, декоративных панно С. Вуэ и Ш. Лебрена . Англия с характерным для её архитектуры культом классич. форм и палладианства (И. Джонс, К. Рен ) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преим. в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др.). В России развитие стиля Б. приходится на 18 в. (расцвет – 1740–50-е гг.), что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Более ранний период, определяемый как нарышкинское барокко , тесно связан с традициями архитектуры Древней Руси и не имеет прямого отношения к стилю Б. Своеобразие рус. Б. определялось не только устойчивостью нац. традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли , архитекторы Б. Ф. Растрелли , С. И. Чевакинский , Д. В. Ухтомский ). Нац. варианты стиля Б. возникли в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Зап. Украине, Литве. Центрами распространения Б. были не только европ. страны, но и ряд стран Лат. Америки (особенно Мексика и Бразилия, где Б. приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко ), а также Филиппины и др. исп. колонии.
Литература
Ранние проявления Б. в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четв. 16 в.: трагедия Р. Гарнье «Ипполит» (1573), «Трагические поэмы» Т. А. д’Обинье (созд. в 1577–79, опубл. в 1616), поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1581). Стиль угасает во 2-й пол. 17 в. (хронологич. границей Б. для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690), однако в слав. литературах продолжает удерживаться и в эпоху Просвещения.
Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в лит-ре Б. связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познават. парадигм, что и науч. и географич. открытия рубежа 16–17 вв. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистич. форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Марино «Адонис», опубл. в 1623).
Важнейшая составляющая Б. – стремление к разнообразию (лат. «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев худож. совершенства поэзии (в т. ч. Б. Грасиан-и-Моралесом , Э. Тезауро, Тристаном Л’Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609–19). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности Б. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов, последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына , Симеона Полоцкого , в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651–57).
Для лит-ры Б. характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на разл. уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668–1669). Поэтика Б. отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус , Дж. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль , Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе ), жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас , П. Кальдерон де ла Барка ). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (лат. vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Донна «Биотанатос», опубл. в 1644; поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт , Т. Кэрью). Трагизм Б. отчасти имеет социально-историч. детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторич. фигурами (повторами, антитезами , параллелизмами , градациями , оксиморонами и пр.), поэзия Б. развивалась в рамках нац. вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая Б. нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в поэзии Б. занимают духовные стихотворения (П. Флеминг , Дж. Херберт , Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры – сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религ. и героич. поэма и пр.
Для зап.-европ. Б. чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре Б. с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Барклая «Аргенида» (1621) становится моделью для повествоват. прозы всей Зап. Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирич. модификациями барочного романа (Ш. Сорель , П. Скаррон , А. Фюретьер , И. Мошерош ) большим успехом пользовалась его галантно-героич. разновидность (Ж. де Скюдери и М. де Скюдери , Дж. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Т. н. высокий роман Б. привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием лит. и политич. аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познават. начал, но и своим значит. объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религ. роман Б. (Ж. П. Камю, А. Дж. Бриньоле Сале).
В культуре Б., отмеченной повышенной театральностью, важное место занимают драматич. жанры – как светские (елизаветинская драма в Англии, пасторальная трагикомедия, «новая комедия» в Испании), так и религиозные (испанские ауто , библейские драмы Й. ван ден Вондела ). К Б. относится и ранняя драматургия П. Корнеля ; его «Комическая иллюзия» (1635–36) – энциклопедия театральных жанров 16–17 вв.
Лит-ра Б., вслед за лит-рой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе, ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорич., утопич., пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Мильтона (1667–74) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду , гимн , пасторальную эклогу , георгику, эпиталаму , жалобу, альбу и т. д.
Характерная особенность Б., парадоксальным образом сочетающаяся с тенденцией к анормативности, – склонность к теоретич. самоосмыслению: трактаты «Остромыслие и искусство изощрённого ума» Б. Грасиан-и-Моралеса (1642–48), «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (опубл. в 1655). Ряд романов Б. включают в себя лит.-эстетич. комментарий: «Сумасбродный пастух» Ш. Сореля (1627), «Пёс Диогена» Ф. Ф. Фругони (1687–89); «Ассенат» Ф. фон Цезена (1670).
В слав. странах Б. обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском Б.» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 А. Андьялом). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к зап.-европ. образцам (Я. Морштын как продолжатель маринизма в польск. поэзии), однако первая польск. поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», нач. 1620-х гг.) по времени опережает трактаты Б. Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Высшие достижения слав. Б. связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религ. поэзия в Чехии). В русском лит. Б. менее выражено трагич. мироощущение, ему присущ парадный, гос. пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтич. Б. в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина . В 18 в. традиции Б. были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским ; повествоват. структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова , 1786).
Музыка
Стиль Б. преобладал в европ. проф. музыке 17 – 1-й пол. 18 вв. Границы эпохи Б., как и традиц. разделение на этапы раннего (1-я пол. 17 в.), зрелого (2-я пол. 17 в.) и позднего (1-я пол. 18 в.) Б., весьма условны, т. к. Б. утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В Италии Б. заявило о себе на рубеже 16–17 вв., т. е. примерно на 2 десятилетия раньше, чем в Германии, а в рус. музыку оно проникло лишь в последней четв. 17 в. в связи с распространением партесного пения .
В совр. представлении Б. – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, т. е. собственно «стили» в понимании муз. теоретиков 17–18 вв. («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили нац. школ и отд. композиторов. Многообразие Б. в музыке наглядно проявляется при сравнении таких далёких друг от друга в стилистич. отношении сочинений, как оперы Ф. Кавалли и Г. Пёрселла , полифонич. циклы Дж. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди , «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя . Они, однако, демонстрируют значит. степень общности при сопоставлении их с образцами ренессансной музыки 16 в. и с классич. стилем 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. Как и в предшествующие муз.-историч. эпохи, музыкальное в Б. тесно связано с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением); однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки.
Эпоху Б. в музыке нередко называют эпохой генерал-баса , отмечая тем самым широкое распространение и важную роль этой системы сочинения, записи и исполнения музыки. Возможность разл. расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамич. нюансы, инструментовку, возможность использования мелодич. украшений и т. д. вплоть до значит. роли импровизации в ряде жанров (напр., в «нетактированных» прелюдиях франц. клавесинистов 17 в. Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 в., в репризных разделах арий da capo).
Б. – первый стиль в истории европ. музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (см. Гармония , Тональность ). Именно в рамках Б. впервые заявила о себе гомофония (разделение муз. фактуры на главный мелодич. голос и сопровождение). Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха ) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга ; в музыке Б. используется б. ч. смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Именно в это время складывается индивидуализиров. муз. тематизм. Как правило, барочная муз. тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует более или менее продолжит. развёртывание, приводящее к краткому завершению – кадансу. Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо большая метроритмическая свобода.
В эпоху Б. музыка расширила свои выразит. возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека; они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (см. Аффектов теория ). Однако гл. задачей музыки в эпоху Б. считалось прославление Бога. Поэтому в жанровой иерархии, зафиксированной в теоретич. трактатах того времени, первенство неизменно отводилось жанрам церковной музыки. Тем не менее на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области муз. театра. Именно в эпоху Б. сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший муз.-сценич. жанр – опера , степень распространения и развития которого во многом являлась показателем уровня муз. культуры той или иной страны. Центрами оперного иск-ва в эпоху Б. стали Венеция (поздний К. Монтеверди , Ф. Кавалли, М. А. Чести ), Рим (С. Ланди), Неаполь (А. Скарлатти ), Гамбург (нем. оперы Р. Кайзера , Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара , И. Й. Фукс ), Париж (Ж. Б. прелюдия , фуга, хоральные вариации и т. д.), имели, тем не менее, не литургич., а концертное назначение. Активно использовались и др. жанры инструментальной музыки: трио-соната (А. Корелли , Г. Ф. Телеман и др.), танцевальная сюита для разл. составов – от клавесина или скрипки соло до больших ансамблей (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др.), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Вивальди, И. С. Бах и др.), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества Б. – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и мн. вокальные сочинения эпохи Б., включая т. н. духовные концерты, получившие особое распространение в России в кон. 17–18 вв.).
Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения муз. материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмич. оборотов с устоявшейся семантикой – т. н. муз.-риторич. фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер , И. Кунау , А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми лит. программами). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п.), постепенно приобретала эстетич. самоценность, превращаясь в собственно концертную.
Schnurer G . Katholische Kirche und Kultur in der Barockzeit. Paderborn, 1937; Retorica e Barocco. Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters / Hrsg. von R. Stamm. Bern, 1956; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII вв. М., 1966; Барокко в славянских культурах. М., 1982; Croce B . Storia dell’età barocca in Italia. Mil., 1993; Paul J.-M. Images modernes et contemporaines de l’homme baroque. Nancy, 1997; Battistini A . Il barocco: cultura, miti, immagini. Roma, 2000; Вельфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.
Архитектура и изобразительное искусство. Riegl A . Die Entstehung der Barockkunst in Rom. W., 1908; Weisbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. B., 1921; idem. Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien. 2. Aufl. B., 1929; Male E. L’art religieux après le concile de Trente. P., 1932; Fokker T. H. Roman Baroque art. The history of the style. L., 1938. Vol. 1–2; Praz M. Studies in seventeenth century imagery: In 2 vol. S. l., 1939–1947; Mahon D. Studies in seicento art and theory. L., 1947; Friedrich C. J. The age of Baroque, 1610–1660. N. Y., 1952; Argan G. C. L’architettura barocca in Italia. Rome, 1960; Battisti E. Renaiscimento e barocco. Firenze, 1960; Bialostocki J. Barock: Stil, Epoche, Haltung // Bialostocki J. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966; Keleman P. Baroque and Rococo in Latin America. N. Y., 1967; Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971; Held J . S., Posner D. 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture. N. Y., 1971; Русское искусство барокко. М., 1977; Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., 1978; Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. S. F., 1997; The triumph of baroque: architecture in Europe, 1600–1750 / Ed. H. Millon. N. Y., 1999; Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
Литература. Raymond M. Baroque et renaissance poétique. P., 1955; Getto G . Barocco in prosa e in poesia. Mil., 1969; Sokoł owska J . Spory o barok. Warsz., 1971; Dubois Cl.-G. Le Baroque. P., 1973; Славянское барокко. М., 1979; Emrich W . Deutsche Literatur der Barockzeit. Königstein, 1981; Questionnement du baroque. Louvain; Brux., 1986; Identitа̀ e metamorfosi del barocco ispanico. Napoli, 1987; Hoffmeister G. Deutsche und europä ische Barockliteratur. Stuttg., 1987; Souiller D. La littérature baroque en Europe. P., 1988; Le baroque littéraire: théorie et pratiques. P., 1990; Павиℏ М . Барок. Београд, 1991; Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая пол. XVII – нач. XVIII в.). М., 1991; Kuchowicz Z. Czł owiek polskiego baroku. Ł odż , 1992; Барокко в авангарде – авангард в барокко. М., 1993; Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Фигуры. М., 1998. Т. 1; Hernas Cz. Barok. Warsz., 1998; Силюнас В. Ю. Стиль жизни и стили искусства: (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; D’Ors E. Lo Ваrоссо. Madrid, 2002; Rousset J. La littératurе de l’âge baroque en France: Circé et le paon. P., 2002.
Музыка. Bukofzer M. Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. N. Y., 1947; Clercx S. Le baroque et la musique. Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d’études sur la musique. Liège, 1964; Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967; Blume F. Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey. N. Y., 1967; idem. Barock // Epochen der Musikgeschichte in Einzeldarstellungen. Kassel, 1974; Stricker R. Musique du baroque. ; Stefani G. Musica barocca. Mil., 1974; Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII–XVIII вв. в ряду искусств. М., 1977; Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978; Braun W. Die Musik des 17. Jahrhunderts. Laaber, 1981; Donington R. Baroque music: style and performance. N. Y., 1982; Palisca C. V. Baroque Music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Baron J. H. Baroque music: a research and information guide. N. Y., 1992; Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; Anderson N. Baroque music from Monteverdi to Handel. L., 1994.
итал. - причудливый) - направление в искусстве конца XVI - сер. XVIII вв., связанное с дворянско-церковной культурой периода абсолютизма, стремящееся к отражению величия, пышности, парадности.
Отличное определение
Неполное определение ↓
БАРОККО
от итал. barocco – причудливый, странный), художественный стиль, занимавший ведущее положение в европейском искусстве с кон. 16 до сер. 18 в. Зародился в Италии. Термин был введен в кон. 19 в. швейцарскими искусствоведами Я. Буркхардтом и Г. Вельфлином. Стиль охватил все виды творчества: литературу, музыку, театр, но особенно ярко проявился в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. На смену ренессансному ощущению ясной гармонии мироздания пришло драматическое понимание конфликтности бытия, бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных стихий. Выразительность барочных произведений часто построена на контрастах, драматических столкновениях возвышенного и низменного, величественного и ничтожного, прекрасного и безобразного, иллюзорного и реального, света и тьмы. Склонность к сочинению сложных и многословных аллегорий соседствовала с предельной натуралистичностью. Барочные произведения искусства отличались избыточностью форм, страстностью и напряженностью образов. Как никогда ранее, было сильно ощущение «театра жизни»: фейерверки, маскарады, страсть к переодеваниям, перевоплощениям, всевозможные «обманки» вносили в жизнь человека игровое начало, небывалую зрелищность и яркую праздничность.
Мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля, в который часто включались элементы живой природы, преображенные фантазией художника: вода, растительность, дикие камни, продуманные эффекты естественного и искусственного освещения, что вызвало расцвет садово-парковой архитектуры. В барочных постройках сохранилась структура архитектурного ордера, но вместо ясной упорядоченности, спокойствия и размеренности, свойственных классике, формы стали текучими, подвижными, приобрели сложные, криволинейные очертания. Прямые линии карнизов «разрывались»; стены дробились собранными в пучки колоннами и обильными скульптурными украшениями. Здания и площади активно взаимодействовали с окружающим пространством (Д. Л. Бернини. Ансамбль площади собора Св. Петра в Риме, 1657–63; церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, 1653–58; Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме, 1634–67; Г. Гварино. Церковь Сан-Лоренцо в Турине, 1668–87).
Для скульптуры барокко характерна особая осязательность, вещественность в трактовке форм, виртуозная, доходящая до иллюзорности, демонстрация фактуры изображаемых предметов, использование различных материалов (бронза, позолота, разноцветные мраморы), контрасты света и тени, бурные эмоции и движения, патетика жестов и мимики (Д. Л. Бернини, братья К. Д. и Э. К. Азам).
Барочной живописи свойственны монументальность и эффектная декоративность, соседство идеально возвышенного (братья Каррачи, Г. Рени, Гверчино) и приземленно обыденного (Караваджо). Наиболее полно барочные принципы проявились в пышных парадных портретах (А. Ван Дейк, Г. Риго); в роскошных натюрмортах, являвших изобильные дары природы (Ф. Снейдерс); в аллегорических композициях, где фигуры правителей и вельмож соседствовали с изображениями античных богов, олицетворявших добродетели портретируемых (П. П. Рубенс). Яркий расцвет переживала плафонная (потолочная) живопись (фрески церкви Сант-Иньяцио в Риме А. дель Поццо, 1685–99; плафон палаццо Барберини в Риме П. да Кортона, 1633–39; росписи палаццо Лабиа в Венеции Дж. Б. Тьеполо, ок. 1750 г.). Барочные плафоны создавали иллюзию исчезновения крыши, «прорыва» в небеса с клубящимися облаками, куда уносились в стремительном красочном водовороте толпы мифологических и библейских персонажей. Соприкосновения со стилистикой барокко обнаруживает творчество крупнейших мастеров 17 в.: Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса и др.
В России элементы барокко появились позднее, чем в Европе, – во второй пол. 17 в. – в росписях ярославских церквей, в декоративно прикладном искусстве, в постройках т. н. нарышкинского барокко, традиции которого развил в своем творчестве И. П. Зарудный («Меншикова башня» в Москве, 1704–07). Активное проникновение стиля в русскую культуру происходит с началом петровских преобразований в первые десятилетия 18 в.; в 1760 е гг. барокко сменяется классицизмом. По приглашению Петра I в Россию приезжает множество иностранных мастеров: архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, Н. Микетти, скульпторы Н. Пино, Б. К. Растрелли, живописцы И. Г. Таннауэр, Л. Каравак, граверы А. Шхонебек, П. Пикар и др.
В соответствии с личными вкусами Петра, приезжие и отечественные художники ориентировались в основном на более сдержанный вариант барокко, сложившийся в Голландии; русскому искусству осталась чуждой мистическая экзальтация произведений итальянских мастеров. В России барокко соседствовало (а часто и переплеталось) не с классицизмом, как это было в Европе, а с нарождавшимся рококо. Ведущим жанром живописи стал портрет. Стилистика барокко пронизывала всю систему оформления праздников и торжеств начала 18 в., сложившуюся в царствие Петра I (иллюминации, фейерверки, возводившиеся из временных материалов триумфальные арки, обильно украшавшиеся декоративной живописью и скульптурой). Ведущим барочным скульптуром в России был итальянец Б. К. Растрелли. В его портретах и памятниках торжественная приподнятость образа, сложность пространственной композиции сочетаются с ювелирной тонкостью в исполнении деталей («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1741). Яркий образец барочного натурализма – созданная Растрелли «Восковая персона» Петра I (1725).
В русской живописи Петровской эпохи (И. Н. Никитин, А. М. Матвеев) влияние барокко ощущается в особой приподнятости, повышенной внутренней энергии портретных образов.
Расцвет барокко в России пришелся на царствование Елизаветы Петровны (1741–61). Самым ярким воплощением стиля в архитектуре стали торжественные, полные жизнеутверждающего пафоса постройки, созданные Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец, 1732–33; дворцы М. И. Воронцова, 1749–57, и С. Г. Строганова, 1752–54, в Санкт-Петербурге). В грандиозных садово парковых ансамблях в Петергофе (1747–52) и Царском Селе (1752–57) в полной мере воплотился синтез архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного и ландшафтного искусства. Яркие – голубые, белые, золотые – краски дворцовых фасадов; водные каскады и фонтаны в парках с их неумолчным шумом и непрестанным движением падающей воды, отражающей днем солнечные блики, а ночью призрачные огни фейерверков, – все создавало праздничное зрелище. В церковной архитектуре Растрелли соединились традиции европейского барокко и древнерусского зодчества (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, 1748–54). Ведущими барочными архитекторами середины 18 в. были также С. И. Чевакинский, работавший в Санкт-Петербурге (Никольский военно-морской собор, 1753–62), и Д. В. Ухтомский, строивший в Москве (Красные ворота, 1753–57).
В плафонной живописи самыми признанными мастерами были итальянцы Д. Валериани и А. Перезинотти, успешно работавшие также в жанре театрально-декорационного искусства. В творчестве русских мастеров ведущим жанром оставался портрет. В произведениях А. П. Антропова барокко воплотилось в насыщенных мощью и силой образах портретируемых, контрасте внутренней энергии и внешней неподвижности, застылости, в натурной достоверности отдельных, тщательно выписанных деталей, в яркой, декоративной красочности.
Русская гравюра эпохи барокко (А. Ф. Зубов) сочетала рационализм, деловитость с эффектностью в изображении морских сражений, торжественных шествий, парадных видов новой столицы России. Граверы сер. 18 в. часто обращались к городскому пейзажу (парадные виды Санкт-Петербурга, выполненные по оригиналам М. И. Махаева), а также к научной, познавательной тематике (художественное исполнение архитектурных планов, географических карт, проектов декоративного оформления триумфальных ворот, фейерверков и иллюминаций, учебных пособий, атласов и книжных иллюстраций). В этих графических произведениях сочетались документальная тщательность в изображении мельчайших деталей и обилие декоративных элементов – картушей с надписями, виньеток, богатой и обильной орнаментики.
Стилистика барокко с его динамичными формами, контрастами и беспокойной игрой светотени вновь оживает в эпоху романтизма.
Отличное определение
Неполное определение ↓