Танцы

Кадриль - это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей. Реферат - бальный танец как вид искусства - файл

[франц. Quadrilles – квадраты]

1.Бальный танец XVIII – XIX веков. Музыкальный размер – 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 или 6/8. Темп живой. Возник в конце XVIII века на основе . Своё название получил из-за квадратного построения танцующих пар. Каждые две либо четыре пары образуют каре и танцуют в пределах своего квадрата. Известно много вариантов Кадрилей, каждый из которых обычно состоит из 5-6 фигур со своими названиями. Наиболее известные разновидности: , Бальная Кадриль, . Другое название: Бальная Кадриль.

2.Вид народного танца, возникшего в XIX веке на основе Бальной Кадрили и распространившегося в ряде стран, в том числе и в России. Музыкальный размер – 2/4. Состоит из серии танцевальных фигур, которые смело можно назвать «флиртующими», так как в них мужчина танцует с каждой женщиной по кругу.

3.Характерный танец в бальных танцах на льду. Исполняется одной или двумя парами, с использованием фигур народного варианта танца Кадриль. В исходном положении танцоры стоят по углам ледяной площадки.

В средневековой Европе простым геометрическим формам старались придать эстетический смысл. Например, вооружённые всадники на рыцарском турнире делились на четыре отряда, каждый со своей эмблемой, цветами одежд, музыкантами и т. п. Отряды вставали в квадратном построении по сторонам большого поля, представляя собой весьма красочное зрелище. Видимо, на этой основе в XVII веке квадратный строй проник в бальный зал. Его стали использовать в танцевальных композициях .

В 1740 году во Франции появился новый танец, продолживший контрдансную традицию. Его композиция была рассчитана на две или четыре пары, которые танцевали исключительно в своём квадрате [франц. Quadrille ]. Так как в зале формировалось одновременно много таких квадратов, то танцу дали имя «Кадрили» [франц. Quadrilles – квадраты]. На русский язык это название принято переводить в единственном числе – Кадриль.

Первоначальная Кадриль представляла собой сюиту из пяти с различными фигурами и в разных музыкальных темпах. Позднее эти пять превратились в пять кадрильных фигур, к которым позже добавилась шестая. Танец стала особенно популярен во Франции во времена императора Наполеона I, и оттуда распространился по всей Европе. Публике он понравилась настолько сильно, что в танцевальные мелодии стали переделывать популярные песни и оперные арии. Например, в одно время фигуры Кадрили исполняли под совершенно нетанцевальные отрывки из оперы Вагнера «Тристан и Изольда».

В отличие от , где пары и располагаются рядом, в Кадрили танцующие располагаются накрест друг к другу. Расстояние между противоположными парами не более пяти шагов. Количество пар всегда чётное. Четырехугольное построение танцующих называется «каре» [франц. Carre ]. Перед началом танца играется ритурнель на восемь или шестнадцать тактов. Она является сигналом к тому, чтобы пары заняли свои места. Перед каждой новой фигурой опять же следует интродукция на восемь тактов. Исполнители в это время делают друг другу поклоны.

В таком сложном танце необходимо особенно тщательно соблюдать бальные правила. Так, например, приглашение даме должно быть сделано до начала музыки. Причём кавалер должен заранее позаботиться о подборе пары , найти свободное место в зале, а также стулья для своей дамы и дамы . Принято перед началом Кадрили представлять дам друг другу, если они ещё не были знакомы.

В течение XIX века Кадриль последовательно усложнялась. Появились комбинированные версии. В начале 1840-х, на волне популярности , появилась Кадриль-Полька [франц. Quadrille - Polka ], затем в 1845 году – Кадриль-Мазурка [франц. Quadrille - Mazurka ], а чуть позже – [франц. Valse - Quadrille ]. В этих композициях популярный танец, указанный в названии, вставлялся после каждой фигуры обычной Кадрили.

Смотреть видео — один из вариантов Бальной Кадрили конца XIX века:

Сложные фигуры Кадрили постепенно надоели европейцам. Во второй половине XIX века появился более простая разновидность танца, именуемая . По-другому её ещё называли Кадриль в Придворном Стиле [франц. Quadrille à la Cour ]. Однако Бальная Кадриль продолжала танцеваться вплоть до 1910-х. Более того, появилась её разновидность под названием [франц. Quadrilles Monstre – букв. «чудовищная Кадриль»]. Для последней было характерно включение между фигурами обычной Кадрили полных версий других танцев, за счёт чего увеличивалось общее время исполнения.

Кадриль ушла из танцевальных залов только с приходом эпохи Джаза. Но не исчезла вовсе, а как достойный бальный танец, легко «ушла в народ». Она распространилась среди простого люда многих стран Европы и Америки. Во многих местах она приобрела самобытный национальный характер, однако везде сохранила композиционную особенность квадратного построения пар. Так, например, американские разновидности Кадрили получили название [англ. Square Dance – квадратный танец]. В России также широко распространены многочисленные варианты народной Кадрили: Восьмёра, Кадрель, Семёра, Четвёра, Шестёра и т. д.

Смотреть видео — современный вариант Бальной Кадрили:

Смотреть видео — народный вариант танца (Борская Кадриль):

Некоторые танцы мировой культуры, приобретя определенные отличительные особенности, получили массовое распространение не только на своей родине, но и за пределами ее. К таким относится и кадриль - бывший когда-то салонным и со временем распространившийся в народе.

В движениях и в манере исполнения на сегодня произошли определенные изменения, но основные композиционные особенности этого своеобразного исторического танца сохранились до сегодняшних дней.

История танца

Немногие знают, что кадриль - это Но есть еще одна версия, по которой он первоначально возник в конце 17-го века в Англии и имел название «контрданс». зародившийся среди крестьянства. О происхождении названия есть и другое мнение. Суть его в том, что исполняющие располагаются друг против друга, а слово «contre» с французского языка переводится как «против». Особенно популярным он стал в исполнении нескольких пар во Франции, и название было ему дано «кадриль».

Танец через десятилетия стал очень популярным и появился практически во всей европейской территории, включая и Россию, где широкое его распространение началось с 19-го века. Оказавшись в непривычной атмосфере, кадриль французская вобрала в себя настоящие русские традиции. Некоторые отличия отмечались и в зависимости от географии распространения: в самых разных регионах этому великолепному танцу придавали движения, характерные лишь местным традициям. К примеру, в некоторых регионах при его исполнении присутствуют поцелуи.

Кадриль - танец, который представляли даже на ассамблеях Петра I в начале 18-го века.

Покорив посетителей высших салонов и зрителей танцевальных залов, кадриль стремительно стала распространяться в простом народе и превратилась в одну из любимых плясок.

Прежние фигуры стали перерабатываться, видоизменяться, и стали возникать новые. Все эти изменения и обеспечили этому истинно народному танцу долгую жизнь.

История возникновения названия

Название танца «кадриль» явно имеет общие корни с французским «quadrille», с «cuadrilla» испанским и с «quadrum» латинским. В связи с этим и возникают сомнения по поводу страны, в которой возник этот танец.

И все же исторические источники подтверждают происхождение французское, первоначально как бального танца, образовавшегося от английского контрданса. Последний танцевали крестьяне в Англии еще в 17-ом веке, а сама кадриль уже распространилась во Франции, а затем и в других европейских странах в 18-19-ом веках.

Описание

Кадриль - живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии. Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим движением всех пар.

Несмотря на сложность фигур, движения идеально отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые движения были упрощены.

Виды кадрили и их особенности

Народная кадриль - это танец, имеющий множество разновидностей: русская и литовская, украинская, латышская, эстонская, белорусская и даже американская. Всех их отличают разнообразие и самобытность.

Кроме того, могут существовать и местные варианты. Например, кадриль русская может называться уральской, московской и волжской.

Украинская кадриль сложена из множества фигур, достигающих 12-и по количеству.

Белорусская кадриль - это комплекс простоты с разнообразием построений. Общее количество фигур - от 4 до 12. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

Русская разновидность кадрили

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе, поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные песни.

Русская кадриль - это танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и круговые.

Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для их исполнения.

Благодаря сочетанию удивительной задорности с простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций. Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его формой - кадрилью из Франции.

История возникновения бальных танцев

Термин “бальный танец” происходит от латинского слова ballare, что означает “танцевать”. В прошлом бальный танец был словно “социальный танец” для привилегированных, превратившись в результате в “народные танцы” для различных слоёв населения и классов. Постепенно, конечно же, все эти границы стерлись.

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись — и каждая последующая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм — вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный комплекс.

Бальный танец возник в 15 веке в Италии, затем распространился во Франции, которая в 16-17 веках стала его законодательницей.

Первоначально Бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали, так называемые, низкие танцы (бас-дансы), с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы постепенно проникали народные танцы, приспособленные к чопорному этикету двора.

В 17 веке Бальные танцы получили распространение по всей Европе. В каждой стране они приобретали национальную стилистику, видоизменялись и обогащались. Популярными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Бальных танцев (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определенного порядка в зависимости от ранга танцующих и т д). Бальным танцам учились у специальных учителей или в школах танца.

В 18 веке распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 веке балы устраивались только в аристократическом обществе, то с начала 18 века все большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715 году. А в 1797 году их было устроено уже 684. В 1768 году в Париже открылось первое специальное помещение для балов, названное английским словом Vauxhall, означавшим место общественных увеселений. После Великой Французской революции Бальные танцы стали утрачивать аристократически-величественный характер. Распространялись ритмически живые, естественные танцы — тамкет, матредур, различные французские кадрили, лансье, лендлер, галоп, канкан, полька, мазурка, полонез.

С середины 19 века самым популярным Бальным танцем стал вальс (с его многочисленными вариациями), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов — Й.Ланнера, И.Штрауса-отца и сына. В Вене организуются многочисленные балы по профессиональному признаку (Бал прачек, Бал кондитеров и т д).

С конца 19-начала 20 веков значительное влияние на развитие Бальных танцев оказали страны Северной и Южной Америки. Появились танцы: вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др.

В 20 веке распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны, румба, самба.

Полонез


Полоне´з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais - польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца - ¾.

История танца:
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/332

Видео:

Менуэт


Менуэ´т (фр. menuet, от menu - маленький, незначительный) - старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века - бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

История танца:

Видео:

Мазурка


Мазу´рка (от польск. mazurek) - польский народный танец.

Название произошло от жителей Мазовии - мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер - 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них - мазур (см. выше). Оберек - разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк - лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов - танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

Видео:

Галоп

Галоп (танец) - быстрый бальный танец, популярный в XIX веке. Исполняется в стремительном скачкообразном движении.

Это бальный танец, который возник во Франции в начала 19 века, и потом стал распространяться по Европе, особенно популярным этот танец стал в Германии. Конечно, существует теория, что галоп на самом деле возник в Германии, а потом уже стал популярным во Франции. Но я считаю более правдивым первый факт, так как название танца созвучно с французским словом «galoper», что в переводе означает «скакать». Скорее всего, именно слово «galoper» и стало прототипом названия.

На самом деле, слово «скакать» невероятно подходит к самому танцу. Итак, вид танца Галоп – быстрый танец, он танцуется большим количеством людей, которые делятся на пары. Эти пары двигаются строго по кругу скачкообразными движениями.

Сам галоп очень похож на другой быстрый и массовый танец, он называется полька. Это не удивительно, ведь сам галоп является одним из элементов польки.

Этот танец стал очень популярным в произведениях классической музыки: больше всего выделяются галопы Штрауса и Листа.

Видео:

Кадриль

Кадри´ль (фр. Quadrille) - французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.
Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур.
В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

История танца:
http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_kadril-2544

Видео:

Полька


По´лька - быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска(polska, 3/4).

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец - тогда очень модный во Франции - привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Видео:

Вальс

Вальс (фр. valse) - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

История появления вальса

Вальс – это вовсе не старинный танец в сравнении с другими видами, например, с курантой. Его возраст — не больше, чем два века. К сожалению, точного происхождения вальса никто не может определить, существуют лишь догадки.
Так, по одной версии, его прародителем является немецкий быстрый вальцер. Другая версия говорит о том, что вальс восходит к лендлеру – это трехдольный танец австрийских и немецких крестьян, танцевавших парами и по кругу. Именно в нем есть все элементы будущего вальса — движение по кругу, касание партнером талии дамы и многое другое.
Вальс постепенно менялся и плавно дошел до аристократии. После мгновенной волны популярности вальс раскритиковали со стороны церкви. Его назвали «вульгарным», «развратным», нарушающим все принятые моральные нормы. Это отношение к вальсу наблюдалось в Европе, а особенно в тогдашней чопорной Англии.
При этом буржуазия с радостью приняла этот немецкий танец. Он был популярен среди горожан в светских салонах. Так, уже к концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности способствовала и сама королева Виктория, удивительная любительница вальса.

Видео:

Кадриль – парный танец, некогда салонный, со временем распространившийся в народе, видоизмененный в движениях и манере исполнения, но сохранивший композиционные особенности исторического танца

В качестве народного танца кадриль имеет много разновидностей: русская и украинская, белорусская и литовская, и даже американская (square dance, что значит, «квадратный танец»). Каждый из вариантов отличается самобытностью и разнообразием.

История возникновения

Название «кадриль» имеет общие корни в французском языке (quadrille), испанском (cuadrilla), латинском (quadrum). Это может вызывать сомнения по поводу того, какая же именно страна является родиной танца. Однако исторические источники уверенно утверждают, что кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских стран в XVIII - XIX веках.

Пары танцующих располагались по четырехугольнику напротив друг друга и поочередно исполняли свои партии. Кадриль состояла из пяти фигур, каждая из которых завершалась общим движением, объединяющим всех танцоров.

Вначале фигуры были достаточно сложные и назывались Le Pantallon (Штаны - по названию известной песни), L"été (Лето), La Poule (Курица - тоже в связи с песней), La Pastourelle (Пастораль) и Finale (Финал) с включением в него танцмейстером Треницем фигуры, названной его именем La Trénis. Несмотря на трудность освоения фигур, движения должны были быть идеально отработаны и доведены до совершенства салонными танцорами. Со временем кадриль сильно изменилась, названия фигур были заменены на цифры, одни движения исчезли, другие были упрощены.

Покорив посетителей салонов и танцевальных залов, кадриль стала распространяться в народе. Особенно характерен этот процесс был для России - кадриль танцевали даже на ассамблеях Петра I в начале XVIII века. Постепенно она ушла в народную среду, где сильно видоизменилась, приобрела национальный характер и стала одной из любимых народных плясок. Перерабатывались прежние фигуры, сочинялись новые, которые учитывали особенности и танцевальную манеру в каждой отдельной местности. Эти изменения, внесенные в народный танец, и обеспечили кадрили долгую жизнь.

Что такое кадриль?

Музыкальный размер кадрили - 2/4, иногда 6/8. Исполняется четным количеством пар. В кадрили может быть от 5 до 12 фигур и характерная композиция. Однако, описывая данный танец, следует четко понимать, о каком именно виде кадрили идет речь.

Виды кадрили и их особенности

Видов кадрили как народного танца существует много: русская, белорусская, украинская, литовская, эстонская, латышская, и т.д. Внутри вида может существовать еще множество местных вариантов, так, например, русская кадриль может называться московской, волжской, уральской или, как в северных областях России, четверой, шестерой, восьмерой.

Русская кадриль

Русская кадриль имеет многообразные формы и принципы построения, а также достаточно сложные по композиции и технике исполнения фигуры.

По форме построения можно выделить три группы кадрилей:

1. Квадратные или угловые, где пары стоят по сторонам квадрата (их обычно четыре) и движение осуществляется крест-накрест или по диагонали.

2. Линейные или двухрядные, в которых может участвовать до 16 пар и даже больше. Для композиции линейной кадрили характерно движение двух линий танцоров навстречу друг другу.

3. Круговые - в них танцуют 4, 6 или 8 пар. Движение осуществляется по кругу, иногда к центру круга и назад в большой круг.

Фигуры в русской кадрили могут иметь названия, связанные с характером исполняемого движения или рисунком танца: проходочка, знакомство, крутея, звездочка, воротца и др. Между фигурами существуют паузы. Фигуры объявляются ведущим или дается знак для их исполнения - платком или притопом.

Украинская кадриль

Украинская кадриль складывается из множества фигур, доходящих до двенадцати, отличается в большей степени музыкальными композициями, под которые исполняется. Чаще всего это песенные мелодии («Баламуте», «Ой, не ходи, Грицу» и др.).

Белорусская кадриль

Для белорусской кадрили характерна простота движений и разнообразие построений, фигур может быть от 4 до 12. В отличие от других видов белорусская кадриль может включать солирование танцоров раздельно или попарно. Существуют кадрили, построенные на слиянии национальных танцев с формой кадрили: «Бычок», «Чижик», «Врубель» и др.